
Большинство современных автомобилей
оснащаются подобными системами разной степени сложности.
Информация о
ее наличии имеется в технической документации в разделе о комплектации. Автопроизводители и их дилеры часто
упоминают об этой системе в рекламе своей продукции, стремясь
подчеркнуть ее достоинства. Возникает закономерный вопрос: что такое
климат-контроль в автомобиле и каковы его основные функции? Для
развернутого ответа необходимо разобраться в назначении, принципе
действия, конструкции и особенностях работы этой системы.
Первым устройством, предназначенным для
создания комфортного микроклимата в салоне автомобиля, стала печка. Для
отопления используется часть тепловой энергии, которая вырабатывается
при работе двигателя.
При низкой температуре забортный воздух
нагнетается через отдельный вентилятор в салон и нагревает его. Такая
система примитивна и не способна создавать и поддерживать комфортные
условия, особенно если на улице жарко.
Что такое климат-контроль в автомобиле
Современные системы имеют гораздо более
сложную конструкцию, что позволяет им решать широкий круг задач.
Попробуем разобраться, для чего предназначен климат-контроль.
В технической документации указано, что
система призвана для создания комфортных условий для водителя и
пассажиров. Наиболее благоприятный диапазон температур для человека
находится в пределах 22-25 °C при относительной влажности порядка
65-80%.
Система отслеживает эти параметры и при
необходимости подогревает или остужает воздух внутри салона. Для
выполнения первого действия имеется печка, понижение же температуры
осуществляется кондиционером.
Этим устройством оснащается большинство
современных транспортных средств всех классов — легковых авто,
автобусов, грузовиков и других. Часто подобными системами оснащаются
специальная техника и самоходные механизмы.

Несколько сложнее обстоит дело с другим
показателем - влажностью воздуха, т.к. водяные пары могут
конденсироваться на стеклах машины. Это явление причиняет неудобства и
затрудняет обзор для водителя и пассажиров.
Осушение воздуха происходит при
прохождении его через испаритель кондиционера, вода выпадает на стенках
теплообменника в виде росы. Понижение влажности препятствует запотеванию
стекол.
Основное предназначение климат-контроля
состоит в поддержании комфортных условий для водителя и пассажиров в
автоматическом режиме.
Производители современных автомобилей
пошли еще дальше. В дорогих моделях данная система способна обеспечить
разный микроклимат в отдельных зонах салона: индивидуально для водителя и
каждого из пассажиров.
Как работает климат-контроль
Климат-контроль отслеживает при помощи
датчиков температуру воздуха за бортом и внутри автомобиля. Поток извне в
салон нагнетается вентилятором и разделяется на две части: одна
проходит через печку, а другая через испаритель кондиционера.
После теплообменников воздух смешивается и поступает в салон через систему коробчатых воздуховодов и дефлекторов.
Регулирование параметров осуществляется
путем изменения положения центральной и дополнительных шторок. Другое
название – заслонки температурного регулирования. Они поворачиваются на
осях электрическими сервоприводами, увеличивая или уменьшая сечение
каналов.
Управление ими осуществляется электронным блоком с учетом заданных водителем или пассажирами показателей.

Регулятор на панели климат-контроля
устанавливается в определенное положение, например 23 °C . Данные с него
передаются на процессор, который с учетом информации от датчиков и в
соответствии с собственным алгоритмом управляет работой системы.
Отслеживание параметров осуществляется в
режиме реального времени, наружные и внутренние параметры имеют
свойство постоянно изменяться в зависимости от условий движения.
Компоненты
Система поддержания комфортных условий в
салоне разрабатывается и устанавливается на автомобиль в процессе
сборки на предприятии завода изготовителя. Для выполнения возложенных на
климат-контроль функций в его конструкции предусмотрен целый ряд
устройств и компонентов:
- нагнетающий вентилятор;
- отопитель;
- кондиционер;
- датчики температуры и положения заслонок;
- процессор;
- панель управления;
- блок регулирующих заслонок;
- система воздуховодов и дефлекторов.
Каждый из элементов системы выполняет определенные функции.
Вентилятор предназначен для создания
давления в системе. Воздух забирается как снаружи, так и изнутри при
работе системы в режиме рециркуляции.
Радиатор печки и испарителя кондиционера
монтируются в одном корпусе с блоком заслонок. Данная конструкция
приводит параметры воздушной среды в соответствии с заданными
значениями.

Система воздуховодом и дефлекторов
перераспределяет потоки по всему салону согласно определенной программе.
Управление процессами осуществляется при помощи процессора, который
получает данные от датчиков, регуляторов и переключателей с панели.
Эффективность работы системы климат-контроля во многом зависит от характеристик ее компонентов и программы управления.
Помимо основных функций поддержания
комфортного микроклимата в салоне автомобиля установка может иметь
несколько дополнительных режимов:
- Ручного управления.
- Обдува ветрового стекла для предотвращения запотевания, для чего воздух осушается, а вентилятор включается на полную мощность.
- Подачи кондиционированного воздуха к разным частям тела: лицу, рукам, ногам отдельно или в разных комбинациях.
- Обдув ветрового стекла и нижней части салона теплым воздухом.
- Рециркуляция.
Последний режим необходим для
ускоренного прогрева или охлаждения салона автомобиля, а также при
движении в пробках. В такой ситуации возникает сильная загазованность, и
система климат контроля перекрывает подачу воздуха снаружи.
Для этого в установке предусмотрен
датчик с рабочим элементом из оксида олова, сопротивление которого
изменяется в зависимости от концентрации вредных веществ.
Специфика применения
Климат-контроль разрабатывается
производителем под конкретную модель или линейку автомобилей. Они
различаются по степени сложности, устройству и алгоритму управления
системой.
Самые простые и относительно недорогие
установки имеют малую степень автоматизации и регулируют процессы
воздухообмена достаточно грубо. При холодном двигателе возможна подача
не разогретого потока в салон.
Продвинутые установки контролируют
большее количество параметров и таких явлений не происходит. Современные
системы способны в дополнение ко всем прочим функциям контролировать
качество воздуха и при необходимости задействовать блоки фильтров.
В фильтрах применяются бумажные и
угольные картриджи, которые задерживают взвешенные частицы пыли и даже
газообразные вещества, вредные для человека.
Современные системы кондиционирования
регулируют температуру воздуха в пределах от 16 °C до 30 °C. Во
избежание переохлаждения не рекомендуется устанавливать слишком низкого
значения температуры
Практика показывает, что разница в 5 -7
°C между температурой в салоне автомобиля и за его бортом достаточна для
комфортного пребывания человека в салоне.
Для ускорения работы системы можно
немного приоткрыть окна, горячий или холодный воздух будет быстрее
вытеснен кондиционированным.
Двухзонный климат-контроль: достоинства и особенности
Восприятие человеком температуры строго
индивидуально, и не всегда комфортные значения для одного пассажира
пригодны для другого.
Автопроизводители учли это обстоятельство и предлагают двухзонные системы
климат-контроля. В таком случае водитель может выставить для себя одну
температуру, а пассажир другую.
В недорогих установках разница в параметрах составляет 4 — 6 °C, а в более совершенных системах она может быть увеличена.
Двухзонный климат-контроль обладает целым рядом достоинств и особенностей, которые зависят от его технических характеристик:
- Водитель и пассажиры получают возможность по отдельности установить для себя наиболее приемлемый микроклимат.
- Система отрабатывает предусмотренный программой алгоритм с более высокой точностью.
- Практически исключается запотевание окон в таких автомобилях вследствие воздействия внутренних и наружных факторов.

Такая установка делает поездку приятной и
при этом существенно повышается уровень ее безопасности. При выборе
автомобиля с двухзонным климат-контролем следует обратить внимание на
количество и размещение датчиков.
От этого будут зависеть возможности
установки по поддержанию температурно-влажностного режима, ведь
распределение слоев холодного и теплого воздуха в салоне меняется по
высоте и часто довольно значительно.
Климат-контроль и кондиционер — отличия
У внимательного читателя может
возникнуть вопрос: зачем так усложнять систему? Вполне можно обойтись
для поездок в холодное время печкой, а летом ограничится кондиционером.
Раньше так и было: каждая из таких
систем способна обеспечить комфортный микроклимат в салоне, но только
при условии, если внутренние и наружные условия в автомобиле будут
оставаться неизменными.
А для движущего объекта, каковым
является машина, это в принципе невозможно. Температура наружного
воздуха и напор изменяются вместе со скоростью и направлением движения
автомобиля.
Двигатель при запуске холодный и
постепенно разогревается, кондиционеру необходимо время для выхода на
рабочий режим. Все эти факторы при отсутствии автоматики отслеживаются
человеком и корректируются вручную.

Основное отличие климат-контроля и
кондиционера состоит в наличии системы управления. Она отслеживает,
параметры температурно-влажностного режима и регулирует их без участия
водителя и пассажиров.
В такой установке кондиционер является
одним из компонентов, который выполняет функции охлаждения и уменьшения
влажности. Этот поток смешивается с подогретым и на выходе мы получаем
комфортные для человека показатели, которые поддерживаются в заданных
пределах автоматически.
Как пользоваться климат-контролем зимой
Климатическое оборудование автомобиля
при низких значениях температур работает в основном на подогрев
наружного воздуха. При отрицательных параметрах влажность его
относительно невысока и печки вполне достаточно.
Отключение кондиционера в таком случае не скажется на эффективности установки климат-контроля в целом.
Сложнее дело обстоит, когда температура около нуля, при высокой влажности или дожде со снегом.
Окна и ветровое стекло в таком случае
может запотевать, перевод системы в автоматический режим позволит с
легкостью решить эту проблему. Установка при необходимости задействует
кондиционер для устранения излишков влаги из наружного воздуха.
При выборе режима работы системы следует
руководствоваться рекомендациями производителя автомобиля и собственным
опытом эксплуатации.

Развернутый ответ на вопрос: что такое
климат-контроль в автомобиле и в чем состоят его основные достоинства и
недостатки можно резюмировать в нескольких фразах.
Установка необходима для создания комфортных для человека условий в салоне автомобиля с их автоматическим регулированием.
Комментариев нет:
Отправить комментарий