среда, 18 февраля 2015 г.

Падение Голиафа - история легендарной марки Borgward


Буквально на днях стало известно, что на автошоу в Женеве намечено весьма неожиданное возвращение автомобилей марки Borgward.

Сегодня вряд ли многие слышали хоть что-то о бренде из немецкого Бремена, но полвека тому назад автомобили Карла Боргварда гремели на весь мир.

12 девчонок, один я...

Не будет большим заблуждением предположить, что сложности сопровождали жизнь Карла Боргварда с самого рождения. Только представьте себе, каково это — родиться в семье не особо-то и зажиточного торговца углем, у которого уже есть 12 детей. Причем все — девочки! Да-да, Карл был единственным сыном и самым младшим из детей Вильгельма Боргварда.



Карл Фридрих Вильгельм Боргвард — человек, с нуля отстроивший автомобильную империю и буквально в одночасье ее потерявший


Суровая школа взросления в чисто женском коллективе, где мнение и интересы младшего братика никого не беспокоили, сказалась на характере Карла. С ранних лет он был погружен в себя, немногословен, а главное — всегда старался решать проблемы самостоятельно. А еще сын угольного торговца рано полюбил технику. Игрушечные машинки с механизмами из разобранных будильников он мастерил уже тогда, когда многие из его сверстников не научились и читать.

Задержка в пути

Неизбалованный сытым и радостным детством, Карл совсем не горел желанием продолжать малоуспешный бизнес отца. И тот, надо отдать ему должное, отнесся к решению сына с пониманием. Более того, несмотря на сложное финансовое положение, Вильгельм Боргвард скопил деньги на обучение сына, отчаянно мечтавшего о «Высшей технической школе Гамбурга».

Получив диплом инженера в 1913 году, Карл быстро нашел себе вполне приличную работу: сначала в Ганновере, а потом и в Берлине. Но начавшаяся Первая мировая временно приостановила карьеру энергичного юноши.

Боргвард отправился на фронт, сражался на передовой, получил ранение, но вернулся домой в общем-то здоровым и невредимым. После войны Карл перебрался в Бремен, где свел знакомство с местным инженером и предпринимателем Эрнестом Берольдом. Вскоре молодые люди уже вместе заправляли делами мастерской по ремонту поврежденных автомобилей и техники, коей в поствоенной Германии было пруд пруди. Потом к ремонтным работам добавился выпуск нехитрых запчастей и комплектующих.

Дело явно спорилось. Особенно после того, как крупный автопроизводитель местного масштаба Hansa Lloyd Werke разместил щедрый заказ на партию радиаторов.
«Молниеносная тележка»

В 1921-м Боргвард, выкупив долю компаньона, стал единоличным владельцем к тому времени уже довольно известной в деловых кругах Бремена фирмочке по производству комплектующих со штатом сотрудников в 60 человек.

Радиаторы, брызговики и прочие запчасти приносили прибыль, но, как только представился случай, Карл вплотную занялся созданием собственного автомобиля.



«Молниеносная тележка» или Blitzkarren — голубая мечта мелкого немецкого лавочника середины 20-х годов прошлого века


Начал он с малого. Во всех смыслах. Германия в первой половине 20-х годов переживала, мягко говоря, не лучшие времена. К травматичному поражению в войне прибавились и глобальные экономические проблемы. Немногие немцы в то время могли позволить себе автомобиль. При этом саму необходимость в транспортных средствах никто не отменял. Просто они должны были быть не просто дешевыми, а скандально дешевыми.



За 980 марок покупатель «тележки» получал допотопный, но безотказный легкий грузовичок


На бумаге все кажется легким и простым, но Боргвард отнюдь не был уверен в успехе своего первенца. Сконструированный Карлом грузовичок-трицикл больше походил на велосипед с прикрученным к нему ящиком. Снабженная 1200- кубовым двухтактным моторчиком DKW, моторикша Боргварда брала на грудь 200 кг груза, не облагалась налогом, а для управления ею не требовались водительские права.

Конечно, «Блитцкаррен» или «Молниеносная тачка», как не без иронии назвал свое детище Боргвард, представляла собой простейшую, если не сказать убогую конструкцию. Но так и стоила она всего 980 марок — как минимум втрое дешевле самых доступных коммерческих грузовичков, предлагавшихся на рынке. Столь низкая цена, равно как и налоговые послабления решили дело.



Фотографий Goliath Rapid приличного качества почти не осталось. Зато немецкая промышленность наладила выпуск масштабных моделей


В 1924-м на маленьком заводике Боргварда в Бремене собирали по шесть «Молний» в день. Объемы производства пришлось форсировать, когда новый компаньон Боргварда судостроитель Вильгельм Текленборг, отличавшийся отменной деловой хваткой, договорился о продаже большой партии «Молний» немецкому почтовому ведомству. Выкрашенные в яркий желтый цвет моторикши, опустошавшие почтовые ящики по всей Германии, стали лучшей рекламой нового автопроизводителя.



Карл Боргвард и его компаньон Вильгельм Текленборг рядом с первой легковушкой фирмы — трехколесным Goliath Pioneer


Развивая успех, Боргвард представил улучшенный вариант грузовичка для бедных. Трехколесный автомобильчик получил тормоза на всех колесах, стартер и заднюю передачу. Вновь со свойственной ему иронией Карл назвал машинку «Голиафом». Кстати, при всех очевидных улучшениях цена на Goliath Rapid повысилась чуть-чуть, едва перевалив за тысячу марок. Соответственно и спрос рос в геометрической прогрессии.
От простого к сложному

К концу 20-х экономика Германии стала было подниматься с колен, но стабильный спрос на грузовички от Боргварда очень кстати поддержала грянувшая Великая депрессия. Автомобильные компании в ту пору прогорали пачками: причем как престижных, так и массовых брендов. Лишь сегмент «вери лоу кост» расцветал буйным цветом. Бизнес шел настолько успешно, что Боргвард решил расширить владения.



Вплоть до 1933-го в Германии машины, подобные Goliath Pioneer, не облагались налогом и для управления ими не требовались водительские права


По случаю он приобрел разорившуюся компанию Hansa-Lloyd, ту самую, с контракта на поставку радиаторов для которой по сути и началась его автомобильная карьера. Так в номенклатуру моделей группы Borgward добавились грузовики.



На этом снимке хорошо видно, из чего делали кузова «Голиафов» — в основном, из фанеры и кожзама


Потом дошел черед и до легковушек. Сначала — простенький Goliath Pioneer, мотоколяска с фанерным каркасом кузова, обшитым брезентом. Но Goliath Hansa 500, показанный на берлинском автосалоне 1933 года, уже напоминал автомобиль в традиционном смысле слова. А уж стильный двухдверный седан Hansa 1100 с цельнометаллическим кузовом и вовсе слыл одним из самых продвинутых и недорогих автомобилей Германии второй половины 30-х годов.



Кузов более цивильного с виду Hansa 500 был еще, так сказать, гибридным... но элегантная Hansa 1700 уже цельнометаллическая


К тому времени небольшая мастерская из Бремена превратилась в настоящий автоконцерн. Borgward Gmbh считалась крупнейшим немецким производителем грузовиков, а шестицилиндровые модели Hansa 1700 и Hansa 2000 удачно играли роль начального премиума. На двух заводах компании в Бремене работало свыше 8 тысяч человек, и будущее компании рисовалось исключительно в радостных красках. Но потом грянуло 1 сентября 1939 года...



Сложно поверить, но довольно массивный с виду Goliath Atlas оснащался 2-цилиндровым 2-тактным двигателем

Империя на углях

В годы Второй мировой Borgward, как и все без исключения немецкие автопроизводители, работал на нужды Вермахта. Основой производственной программы стали грузовики, полугусеничные транспортеры и зенитные пушки. Неудивительно, что оба бременских завода Боргварда к концу войны подверглись жесточайшим бомбардировкам союзников.



Главная модель Borgward военного времени — капотный грузовик B3000 A





Весьма известный бронетранспортер Sd.Kfz 261 выпускался в том числе и на заводе Borgward в Бремене.
Самая необычная военная продукция Borgward — мини-танкетки Goliath со взрывчаткой и дистанционным управлением


Однако на три четверти стертые в порошок производственные мощности и даже временный арест самого Боргварда, инициированный американскими военными, не смогли сломить его стремления заново отстроить свою империю.

Заводские помещения компании удалось восстановить в рекордные сроки, и уже в 1949 году Borgward Hansa 1500 стал первым новым немецким автомобилем послевоенной эпохи. И каким!




Borgward Hansa 1500/1800 — первый немецкий автомобиль, разработанный после войны.
Простой и элегантный салон этой машины. Обратите внимание на тонкие спицы рулевого колеса и вазочку на торпедо


Один из первых в мире седанов понтонного типа, то есть без выступающих крыльев, выделялся и внешней статью, и продуманным салоном, и вполне современной конструкцией: 1,5-литровый верхнеклапанный мотор мощностью 48 л.с., независимая подвеска и даже опциональный «автомат». В разрушенной послевоенной Германии, где даже VW Type 1 казался прекрасным автомобилем, подобная роскошь и вовсе выглядела чудом.

Своему стремительному росту в послевоенный период компания полностью обязана прозорливости основателя и бессменного лидера.



Даже став большим боссом, Карл Боргвард лично участвовал в разработке большинства автомобилей собственной компании


Он, дальновидно зарегистрировав сразу три торговые марки — Goliath, Lloyd и Borgward, тем самым втрое увеличил нормы отпуска сырья, которое в то время квотировали оккупационные силы союзников. Получив в свое распоряжение дефицитную сталь, Borgward начал стремительно возвращать былое величие. Модельная гамма росла как на дрожжах.




Небезызвестный Lloyd LP300 за фанерно-кожзамовый кузов получивший прозвище «Лейкопластыревый бомбардировщик».
Goliath F200 — предтеча сегодняшних развозных каблучков





Невероятно очаровательный и стильный для микроавтобуса Lloyd LT выпускался с 1953 по 1961 годы.
Borgward Hansa 1500 Sport-Coupe 1954 года. Чем не альтернатива Porsche 356?





Поистине уникальный Goliath GP700 Sport 1952 года — между прочим, первый серийный автомобиль мира со впрыском топлива.
Гоночный Borgward H1500 RS был заметной фигурой в кольцевых гонках в классе до 1,5 л


При непосредственном участии Карла Боргварда создается усовершенствованный трехколесный грузовичок Goliath F200/400. На рынок выходит ультрабюджетный Lloyd LP300 с кузовом из фанеры и брезента и 10-сильным мотором. Плюс, компания осваивает выпуск микроавтобусов Lloyd LT и Goliath Express. В производственной гамме появляются спортивные модели (Borgward Hansa 1500 Sport-Сoupe), седаны бизнес-класса (Borgward Hansa 2400) и даже гоночные машины. Наконец, в 1954-м свет увидела Borgward Isabella — один из красивейших автомобилей своего времени.



На этом снимке парочка H1500 RS принимает старт в гонке на австрийском аэродроме Асперн летом 1958 года. На финише «Боргвард» Ханса Херманна (№ 20) будет первым, опередив Porsche 550 RS Spyder Эрншта Фогеля (№ 24)




Знаменитая «Изабелла» хоть и выпускалась с разными кузовами, но в форм-факторе купе этот автомобиль наиболее красив


Почти стертая с лица земли компания расцветала на глазах. Во второй половине 50-х Borgward был третьей автомобильной компанией Германии, причем больше половины автомобилей шло на экспорт! Кто бы тогда мог предположить, что часы фирмы Карла Боргварда уже сочтены?




Рекламная листовка нью-йоркского дилера Borgward. В середине 50-х стильные немецкие машины шли на экспорт даже через океан.
Borgward Isabella по праву считается одним из самых элегантных европейских автомобилей 50-х годов

Теория заговора

Все началось 14 декабря 1960 года, когда на обложке журнала «Шпигель» появилась фотография Карла Боргварда. Едва ли подобное внимание польстило самолюбию магната. В самом журнале Боргварду и его компании был посвящен многостраничный материал. Материал, надо сказать, отнюдь не хвалебного толка. «Шпигель» критиковал империю Боргварда за слишком широкую модельную гамму, недостаточно высокий уровень выручки, привычку жить в кредит и большой объем нераспроданных машин, зависших на складах. Отчасти упреки были справедливы.



Та самая обложка «Шпигеля», с которой началась кампания против Боргварда и его компании


Впрочем, в начале 60-х немецкая автопромышленность в целом переживала период нестабильности. Ярко выраженный сезонный рынок — зимой машины покупали значительно реже, чем в теплое время года — вкупе со снизившимся интересом к «европейцам» на рынке США, действительно привели к затовариванию и уменьшившемуся уровню наличности. Но ничего криминального. Чтобы в буквальном смысле «перезимовать», пережить непростой сезонный спад, Карл обращается в банк, чтобы взять кредит под миллион марок. При совершенно кристальной кредитной истории компании, незапятнанной репутации самого Боргварда и обещанном поручительстве городского совета Бремена одобрение сделки казалось пустой формальностью. Но совершенно неожиданно на запрос отвечено отказом.

Статья в «Шпигеле» запустила волны слухов и подозрений. Когда же стало известно, что Боргвард пытается получить крупный кредит, на страницы прессы выплеснулась версия о скором банкротстве компании.



Последняя модель в истории фирмы — бизнес-седан Borgward P100 с пневмоподвеской


В итоге городской совет Бремена стал выкручивать Боргварду руки, требуя передать управление компанией в обмен на предоставление банковских гарантий. Талантливый инженер, чуткий руководитель и просто хороший человек Карл Боргвард оказался неважным политиком, попавшись в расставленные силки. Под обещания сохранить рабочие места он передал управление собственной компанией городскому совету Бремена. Почти сразу же чиновники утверждают в качестве временного администратора фирмы Йоганна Землера — человека, который всего за год до этого стал членом совета директоров BMW. Крайне любопытное совпадение.

После события развивались стремительно. Еще в июле 61-го новый глава Borgward обещал разработать бизнес-план и рассчитаться с кредиторами компании, а всего через два месяца заявил о банкротстве и ликвидации фирмы.



Карл Боргвард равнодушно относился к автомобильной геральдике. Потому и эмблема бренда всегда была строгой и невычурной

Кому это выгодно?

Случается, конечно, всякое. И даже такое, что еще год назад пышущая финансовым здоровьем фирма вдруг объявляет себя несостоятельной. Но пикантность ситуации с банкротством Borgward в том, что компания не находилась на грани разорения. Даже близко! Ведь после погашения абсолютно всех задолженностей перед кредиторами на счету оставалось достаточно средств для продолжения деятельности. Только продолжать было нечего. К тому моменту Borgward Gmbh, благодаря настойчивости заинтересованных сторон, уже не существовало.



Невеселые рабочие бременского завода у последней собранной «Изабеллы». «Ты была слишком хороша для этого мира» — гласит надпись на табличке


Исходу с рынка третьего по величине автопроизводителя Германии обрадовались абсолютно все конкуренты. Volkswagen и Opel лишились серьезного игрока на рынке бюджетных моделей и коммерческой техники, MAN и Magirus вздохнули свободнее, понимая, что теперь не нужно соперничать с грузовиками Borgward, но больше других от банкротства выиграла.... BMW. Чья модель так называемого Neue Klasse беспрепятственно заняла нишу сгинувшей «Боргвард-Изабеллы».



Внук Карла, Кристиан Боргвард, пообещал уже на Женевском автосалоне в марте 2015-го представить планы возрождения марки и показать новый автомобиль. Дело он затеял очень трудное, вернее — почти невозможное. Но давайте пожелаем Кристиану удачи. Автомобильный мир вообще-то в долгу перед семьей Боргвардов...

Операция по устранению фирмы из Бремена оказалось столь точно просчитанной, что даже у прямых участников позорного процесса вызвала неприятные чувства. В 1966-м все тот же «Шпигель» опубликовал статью, в которой решение о банкротстве Borgward было названо поспешным.

Но сам Карл Боргвард уже не увидел этого материала. Он скончался 28 июля 1963-го, пережив собственную фирму на полтора года.

источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий