вторник, 17 февраля 2015 г.

Приключения итальянца в СССР: как FIAT стал «Запорожцем»



Не все знают, что герой бесчисленных анекдотов, тот самый горбатый «Запорожец» имеет, на самом деле, итальянские корни. Предлагаем разобраться в родословной ЗАЗ-965.

К середине пятидесятых годов прошлого века уровень жизни в СССР заметно вырос. Доходы рабочего класса росли, и у страны появилась потребность в недорогом массовом автомобиле. К тому же, в 1956 был снят с производства «Москвич-401», и оставалось только гадать, кто и как скоро займёт место самого народного автомобиля. Проектирование такой машины было поручено специалистам Московского завода малолитражных автомобилей – МЗМА (позднее АЗЛК).

Уже тогда мировой опыт автомобилестроения показывал, что малолитражка не может быть уменьшенной копией уже существующих более крупных моделей. Поэтому идея о том, чтобы просто уменьшить и без того небольшой по размерам «Москвич-402» сразу была отвергнута. За рубежом хватало примеров того, каким должен быть микролитражный автомобиль, ведь на таких ездило пол-Европы: французский Renault 4CV, немецкий Volkswagen Kafer, итальянский Fiat 600. Без особых на то причин именно последний был выбран в качестве образца для копирования – строить машину «с нуля» было необоснованно дорогой и трудоёмкой перспективой. Как и самые массовые европейские микролитражки, советский автомобиль должен был получить заднемоторную и заднеприводную компоновку. Сразу стоит сказать, что советские инженеры поработали на славу, и внешне даже ранние прототипы «Горбатого» немало отличались от Fiat 600, задняя стенка которого была покатой. По ходу разработки будущий «Запорожец» перемерил немало двигателей. Изначально конструкторы оснастили его двухцилиндровым оппозитным мотором с воздушным охлаждением и рабочим объёмом 748 кубических сантиметров, созданным по образцу двигателя Citroen. Затем появился модернизированный вариант «444-БКР» (без колёсного редуктора), был опробован мотор BMW-600. В конечном итоге, двигатель был построен с оглядкой на мотор немецкого «Жука».V-образная «четвёрка» с воздушным охлаждением выпускалась в двух модификациях – 746 и 887 кубиков, мощностью 23 и 27 лошадиных сил соответственно. Двигатель был прост в обслуживании и легко снимался, а в силу компактного размера и несложной конструкции ремонтировать его можно было хоть на кухне среднестатистической «хрущёвки».



Весной 1959 года вся документация на микролитражный автомобиль была передана на Запорожский завод, и спустя несколько месяцев, 18 июня, была продемонстрирована первая предсерийная версия «Запорожца». Модель отправилась на многочисленные испытания. Летом 1960 года на опытном образце прокатился даже Никита Хрущёв. Несмотря на крупные габариты Первого секретаря ЦК КПСС, и на пассажирское место, и в кресло водителя он поместился довольно легко, машиной остался доволен и заявил, что «Запорожец» должен стать доступным простым людям. 22 ноября завод собрал первую партию ЗАЗ-965, и до конца года было выпущено около полутора тысяч микролитражек. С самого начала советские люди очень тепло приняли «Запорожец». Автомобиль был недорогим, экономичным и обладал недюжинной для своего класса проходимостью. По этому параметру ЗАЗ уверенно обгонял аналогичные BMW и Fiat, а в случае, если машина безнадёжно увязала в грязи, вытолкать её не составляло особого труда, ведь весил «Запорожец» всего 610 килограммов.



За девять лет было выпущено более 32 тысяч экземпляров модели, но в 1969 году производство ЗАЗ-965 было прекращено. По официальной версии, «Горбатый» ушёл в отставку из-за высокого уровня шума, плохой динамики, тесного салона и маленького багажника. Так завершилась история не самой популярной, но уж точно самой народной отечественной микролитражки.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий