суббота, 6 февраля 2016 г.

Веста истекла маслом после перегона в 40-градусный мороз


События развивались драматически. Небольшая турбаза на горячих источниках в тайге на севере Байкала. Вечер, суббота, мороз. Отсутствие связи. Под Вестой — лужа масла. Завтра нужно возвращаться в Иркутск, до которого 800 километров, из них 320 — по глухой и безлюдной тайге в 30-градусный мороз.

30 километров назад на панели приборов вспыхнула лампочка аварийного давления масла, и мы долили в картер резервный литр смазки. Помогло мало — уровень на щупе едва достиг минимума, масло продолжало уходить.



На турбазе собираем консилиум — что делать дальше. Обсуждаемые варианты:

— не рисковать здоровьем и машиной и вызывать из Иркутска эвакуатор;
— купить в соседнем (25 километров) Северобайкальске литров 20 масла и двигаться в Иркутск с машиной сопровождения. В случае усугубления проблемы и полной потери масла — брать Весту на буксир. Чтобы не замерзнуть в холодном салоне — постоянно менять водителя и использовать для обогрева газовую горелку;
— искать в Северобайкальске мастеров и пробовать устранить неисправность (забегая вперед скажем, что нас были готовы принять уже через час — поздним вечером в субботу, люди по звонкам знакомых-северобайкальцев с турбазы поднялись на помощь, как по тревоге!);
— диагностировать проблему и по возможности ее устранить собственными силами.



Решили для начала попробовать вариант с диагностикой. Найти место утечки в тесном подкапотном пространстве при свете фонаря непросто. На помощь пришло зеркало, логика и интуиция. По скоплению пятен масла и луж под днищем определили зону поиска и исследовали ее на предмет отверстий с помощью проволоки.

Но еще раньше мы подали на турбазе сигнал SOS. Закон суровых мест — не поможешь ты, в следующий раз не помогут тебе. Ремонтировать Весту вышло все ее мужское (пусть и небольшое) население.



Турбаза «Солнечный двор» на горячих источниках в Гоуджеките — здесь и развивались описываемые события

Вот уже появились хороший комплект инструментов и дополнительные фонари. Минут через 40 диагностировали проблему. На тот момент еще версия: по всей вероятности, избыточным давлением газов выдавило технологическую заглушку на стенке головки блока двигателя, откуда выбрасывало моторное масло, которое залило все подкапотное пространство.



Рукастый местный парень Евгений замерил отверстие и оперативно изготовил импровизированную заглушку из березы (это важно — береза обладает высокой плотностью).



Тут на подмогу подтянулся наш герой — бородатый, похожий то ли на профессора, то ли на заслуженного байкера парень — Александр (позже мы узнали, что он работает на турбазе разнорабочим). Он с ходу вник в ситуацию и быстро взял инициативу в свои руки. Как раз в этот момент Евгений нашел на поддоне, казалось бы, безвозвратно утерянную штатную заглушку.



Тут же появились растворитель и герметик, заглушка была возвращена на место с соблюдением всех технологических требований.



Фантастика: проблема, которая казалась нам глобальной, была решена (с учетом всех операций) за час с небольшим! В темноте, на морозе, подручными средствами.



Мы не смогли узнать какие-то подробности о нашем герое — он отказался и от денег, и от оперативно накрываемой по поводу чудесного спасения «поляны». Мы даже сфотографировать его толком не смогли, так как Александр в жесткой форме (и это мягко сказано) отказался отвлекаться от процесса ремонта. Едва дело было сделано, он собрал свой нехитрый скарб (фонарь, растворитель, герметик) и скрылся в морозном ночном тумане:

— Извините, у меня дела.



Нам же только оставалось за «рюмкой чая» до полуночи разбираться, что произошло. Накануне утром, когда мы выезжали из Иркутска, было относительно тепло — минус 33 (Веста завелась буквально на третьей секунде работы стартера). Но в дороге нас настигли 40-градусные морозы, в таком режиме Веста двигалась в течение четырех часов.



После ночевки в Усть-Куте каких-то неисправностей-потеков замечено не было. Лампочка аварийного давления масла (как уже говорилось) вспыхнула на перевале Даван — к исходу второго дня и после 1300 километров пути.



Долив масла на перевале Даван, мы смогли проехать 30 км до промежуточного финиша

По всей вероятности, на морозе в шланге отвода из двигателя отработавших газов перемерз конденсат. Из-за образовавшейся «пробки» в моторе возникло избыточное давление, которое и вытолкнуло технологическую заглушку.



Лада Веста на перевале Даван

Позже, уже в Иркутске, мы поговорили с мастером по гарантии одного из дилерских автосервисов, куда за зиму доставляются несколько автомобилей с подобной проблемой, но более плачевным результатом — вышедшим из строя из-за масляного голодания двигателем. Производитель, как правило, не признает такие случаи гарантийными, находя нарушение условий эксплуатации владельцем.



Вот что дословно нам сказал гарантийщик Сергей, и его версия не отличается от нашей:

— Не так часто, но бывает, что в длительной поездке без остановок при морозах ниже 25 градусов на панели приборов загорается контрольная лампа аварийного давления масла. Открываем капот и видим: все подкапотное пространство залито моторным маслом. Что происходит? Проблема в маленькой трубочке (иногда — шланге), которая служит для вентиляции картерных газов. Из экологических соображений газы отводятся не в атмосферу, а в воздухозаборник, обычно перед дроссельной заслонкой.





Случается, что при длительном движении в мороз в этой трубочке пары масла просто перемерзают от постоянно набегающего потока холодного воздуха и закупоривают ее. В двигателе создается избыточное давление, которое в лучшем случае выдавливает либо масляный щуп, либо какую-нибудь технологическую заглушку, а в худшем — сальник коленвала. Если вовремя заметили падение давления и утечку масла, нужно незамедлительно заглушить двигатель, провести осмотр, вклеить обратно заглушку и долить масло. Неприятность, как правило, этим и ограничивается. Гораздо хуже, когда выдавливает сальник, эту неисправность можно устранить только в сервисе.

Есть народная панацея от этой проблемы. Как показывает опыт, если двигатель сверху утеплен и решетка радиатора закрыта хотя бы картонкой, все будет в порядке. Но тут владельцу надо учитывать, что производители либо не рекомендуют, либо даже запрещают так утеплять двигатель — это может послужить причиной возгорания. Замкнутый круг?

Проблема могла быть решена, если эту трубку (шланг) сделать чуть больше в диаметре либо расположить в месте, где она не сможет перемерзнуть, либо просто утеплить ее. Но инженеры автозаводов предпочитают не замечать проблему.


Морозное утро в Усть-Куте

В нашем случае, как и сказал Сергей, все решилось установкой заглушки на место. Масло больше из картера не уходило. На обратном пути запасы масла удалось пополнить только в Улькане (100 км), но требуемой полусинтетики «Роснефть» 5W40 здесь обнаружено не было — пришлось покупать и смешивать с аналогом от «Лукойла».



Купили сразу 9 литров — впереди было 400 км тайги, где единственная цивилизация — несколько лагерей газовиков Ковыктинского газоконденсатного месторождения. Температура в пути опускалась до минус 35, но до самого финиша в Иркутске (800 км) уровень масла (периодически проверяли) оставался на максимальном уровне.



Газовики Ковыкты попросили нас остановиться посреди глухой тайги, чтобы расспросить про Весту
На следующий день мы поспешили к иркутскому дилеру «АвтоВАЗа». Инженер по гарантии напомнил, что инструкцией предписаны условия эксплуатации автомобиля в температурных режимах +45С° — –40C°, так что формально с нашей стороны ничего нарушено не было. Двигатель диагностировали и помыли.



На всякий случай поменяли моторное масло и масляный фильтр. Довольно много времени потребовалось, чтобы найти на складе заглушку, а заменили менее чем за 10 минут.





То самое технологическое отверстие и та самая заглушка, из-за которых и случилась вся эта история

Все работы обошлись нам в 1984 руб. Специалисты ВАЗовской станции подтвердили высказанную выше версию о перемерзании клапана вентиляции картера при длительном движении в сильный мороз. Выдавленная избыточным давлением заглушка выступила в роли предохранителя и спасла двигатель от более серьезных неприятностей: замены сальника, распредвала или коленвала. Как уже было сказано, при экстремально морозной эксплуатации нужно утеплять подкапотное пространство и радиатор специальными негорючими материалами, которые продаются в магазинах автозапчастей.



На всякий случай проверили салонный фильтр (подобраться к нему сложновато) — чистый. Значит, причина холодного воздуха в ногах не в нем

В общем-то, нам повезло. Проблема обострилась на турбазе, а не где-то посреди тайги, где на сотни километров — никакого присутствия человека, а за час можно не встретить ни одного автомобиля. Выйди двигатель из строя в ледяном безмолвии в 35-40-градусный мороз, этот пост мог быть куда более печальным.

Морозным январем мы еще и вдоволь потестировали Весту на холодный пуск и морозоустойчивость салона.



Об единственном случае, когда двигатель не запустился — в минус 36 градусов — мы рассказали в прошлой записи в блоге. Тогда, по всей видимости, сказалось то, что машина на ветру и морозе простояла достаточно долго (часов 16), да еще и температура чуть ранее опускалась до минус 39. В «пограничном» диапазоне от 30 до 35 градусов двигатель пускается с первой попытки, но с разной продолжительностью работы стартера: от 3-х до 12 секунд. В эпизоде ниже мотор завелся с трудом, потому что пару часов до этого было минус 36.



Не оправдались наши опасения по поводу эффективности работы отопителя: при движении по трассе в минус 40 в машине пусть не жарко, но тепло везде, кроме нижней зоны. Даже если направить весь поток воздуха вниз, ноги слегка подмерзают. Но до 35 градусов мороза в машине даже не тепло — почти жарко, приходится снимать теплую одежду, а после прогрева (на это уходит где-то с полчаса) уменьшать скорость работы отопителя.



Когда в машине едут двое, окна не обмерзают. Но с троими вентиляция в морозы ниже 30С° уже не справляется — боковые стекла начинает слегка затягивать.
ТО-15 000: быстро и недорого

Перед поездкой в Северобайкальск мы съездили к иркутскому дилеру «АвтоВАЗа» на первое ТО (напомним, что по настоянию продавца в Красноярске мы заменили масло в двигателе после 7,5 тыс. км пробега, тогда это обошлось в 1040 руб.). В напарники взяли автомобильного инженера и вазовода со стажем Николая Рудых. Далее впечатления о сервисе от человека, который эксплуатировал автомобили ВАЗ еще в 80-х-90-х годах XX века:

— Отношение к клиенту на вазовской станции сейчас и 30 лет назад — это, как говорится, две большие разницы. Даже в таких, казалось бы, мелочах, как возможность присутствия в ремзоне, что до сих пор запрещено у некоторых официалов иностранных брендов.



Вазовские мастера усиленно работают над своей лексикой, имеющей трудную родословную (такая шпаргалка висела на стойке подъемника, где обслуживалась наша Веста)

Первое ТО включает внешний осмотр, проверку всех жидкостей и крепления узлов подвески, рулевого управления, замену моторного масла и фильтра, а также диагностику электронных систем с подключением сканера.



Первый визит на ТО-1 Весты (с большей долей вероятностью не только в Иркутске, но в России — пробег 15 000 км мы намотали за два месяца) вызвал на СТО повышенный интерес, но при этом мастер действовал быстро и уверенно

Мы попросили обратить внимание на стуки в подвеске, особенно в задней. Хотя там и стучать-то нечему — скручивающаяся балка с торсионом внутри, пружины и амортизатор: все целое, все на месте. Позже, после ТО, появилась мысль, что стучать может торсион в балке, если поизносились, сместились или выпали резиновые втулки. При повторном посещении СТО выяснилось: втулок нет и стучать тут нечему. Отнесем этот звук к конструктивным особенностям данной подвески.



Передняя подвеска (как по моему мнению, так и специалистов) — как на Lada Largus, хотя «АвтоВАЗ» и заявлял о специальной разработке. Общее мнение: очень надежна. Те же Ларгусы приходят на ТО с пробегами за 100 тыс. км, и никаких проблем. Но у нас-то что-то стучит. Нашли: постукивали стойки стабилизатора (в просторечье — «линки»), но стук был не в соединении шара с пластмассой, а самой пластмассы в металлическом корпусе. Возможно, это конструктивный дефект либо результат морозов, когда пластмасса сжимается больше, чем стальной корпус. Случай гарантийный, узел был заказан в режиме «экспресс», обещали заменить в течение 10-14 дней.



Подтянулся мастер кузовного цеха — устранить другой гарантийный случай: вываливающийся замок багажника. Проблема оказалось в разболтавшемся фиксаторе корпуса замка, весь процесс, включая снятие обшивки, занял минут пять.



Кузов Весты пока практически в идеальном состоянии, за исключением крупного скола на ручке задней двери
В заключение — компьютерная диагностика. Для Весты производитель подготовил специальную программу, которая завязана на центральный сервер обработки информации. Анализируются десятки, если не сотни параметров, все по-взрослому. Программа распознает индивидуальные особенности автомобиля: к примеру, сразу показала, что у нашего нет климатической установки.



Сканер выдал температуру двигателя в диапазоне 80-83C°, норма (термостат открывается при 82C°). Долгий прогрев двигателя специалисты объяснили наличием дополнительного контура охлаждения коробки передач. Позднее выяснилось, что при длительном движении в заторах температура на приборе переваливает и за 90C°, и это тоже нормально, в салоне становится тепло даже на минимальных режимах работы вентилятора.



Проверка люфта рулевого управления. Все в норме

Неисправностей на диагностике выявлено не было, разве что из процессора подчищены два сбоя, не влиявшие на работу авто: в АБС и топливной системе.



Проверили плотность электролита в аккумуляторе — 1,29, хороший показатель для зимнего пуска (при емкости АКБ 62 ампер-час). При таких значениях батарея вряд ли покажет рекордные сроки эксплуатации, но зато обеспечит максимальные показатели в мороз.



Несколько настораживает, что «АвтоВАЗ», в духе современных тенденций, увеличил межсервисный пробег и замену масла до 15 000 км. По моему мнению, даже в тепличных условиях моторное масло теряет часть своих смазывающих свойств через 7000-8000 км. А 15 000 км в Сибири — это и вовсе перебор.



До 100 000 км износ двигателя не проявится, ну а после теряется гарантия… Ремень ГРМ требуется менять и вовсе через 180 000 км, даже на фоне иномарок очень длинный интервал. Опять же — возможно, это нормальная цифра для легких условий эксплуатации, а как быть с районами резкого перепада температур и влажности?

В целом и организация ТО и, главное — стоимость 3398 руб., понравились, при этом обязательную перед заездом в сервис мойку нам подарили. На все процедуры мы потратили чуть больше двух часов.


Лада Веста: цена на фоне конкурентов

При обсуждении Лады Весты самое часто звучащее мнение — слишком высокая цена на автомобиль. Насколько оно оправданно? Цену, как известно, определяет рынок. Мы решили сравнить стоимость продукта «АвтоВАЗа» с ценами на аналогичные версии «сладкой корейской парочки» Hyundai Solaris/Kia Rio, показавшей в прошлом году лучшие продажи в В+ сегменте.

Solaris и Rio имеют, в отличие от Весты, задние дисковые тормоза, подогрев руля и задние брызговики. На этом плюсы заканчиваются. У обоих «корейцев» урезанный комплект электронных помощников, нет камеры заднего вида, мультимедиа и навигации, а также круиз-контроля. При этом Solaris даже без этих опций будет почти на 125 тыс. дороже, а Rio за сопоставимую с Вестой цену и вообще выглядит ущербно: на стальных дисках, без таких «базовых» опций (мы даже не стали включать их в таблицу), как передние «противотуманки», автоматическая блокировка дверей, литые диски, обогрев лобового стекла, ключ с дистанционным управлением и подключение телефона по Bluetooth.



Если же замахнуться на также популярные в сегменте B+ Volkswagen Polo Sedan и Skoda Rapid, то в сопоставимой с Вестой комплектации (но без круиз-контроля и навигации) они потянут под 900 тыс. руб.

Комментариев нет:

Отправить комментарий