воскресенье, 21 февраля 2016 г.

Гетро-автомобили саратовского ГАИ




Полицейские машины круче гражданских. Это вам любой школьник скажет, и будет прав. Как выяснилось, эти «догонялки» действительно не так просты — два бензобака, двигатель, который размером с кулачок, а везет как ракета, и это еще не все навороты. И не важно какой на дворе век – 20-й или 21-й.
Чтобы узнать секреты мы отправились в музей автомобилей

Саратовской областной ГИБДД и выяснили, о какой машине с красной полосой пел Высоцкий и чем наши инспекторы отличаются от тех, которых показывают в американских боевиках с погонями.
Обо всех «фишках» инспекторских авто нам рассказал помощник командира по технической части отдельного батальона ДПС Андрей Барковский.

Десяток машин разной эпохи и один мотоцикл — так сегодня выглядит парк ретро-автомобилей областной ГИБДД. Удивительно, но большую часть этих блестящих малышек буквально подобрали с улицы, а сегодня, отремонтированные они блещут капотами на местных парадов ретро-авто.

Лучшая машина... это мотоцикл. Видимо так думало руководство страны годов до 70-х — именно до этого времени большую часть автопарка дорожной милиции составляли как раз они. Гроза дорог - «Урал» M-72 с коляской.

Правда, полицейские гоняли на особенных железных конях — с усиленным двигателем, были даже с приводом на колесо, которое под люлькой.
- Инспекторы ездили на них даже зимой, было специальное обмундирование, - рассказывает Андрей Барковский. - Мотоциклетные штаны из овчины и сапоги, куртка короткая, очень теплая — в тулупе на мотоцикле неудобно.

«Конь» с прицепом был оборудован что надо: антенна, рация, микрофон, светосигнализация.
- Была такая ручка еще, ее крутишь, он воет, очень протяжно, - говорит Барковский. - С такими стояли часто на перекрестках - поругивали пешеходов-нарушителей в микрофон.

На этом мотоцикле работали уже в 80-е ныне ветераны ГАИ Геннадий Егоров и Александр Попов. Зимой 85-го года патрулирующим улицы Егорову и Попову поступили ориентиры на угонщика «копейки» - задержать нарушителя тогда удалось именно на «Урале». А в 1986 году Геннадий Егоров обезвредил на своем железном коне сразу 9 угонщиков и стал лучшим инспектором года.

Несмотря на дефицит, новенькие детища отечественного автопрома на службу милиции хоть и в небольших количествах, но все же поступали. В основном — для начальства. Культовую советскую «Победу» (ГАЗ М-20) видно издалека. Темно-синяя, горбатенькая, с красными полосками по бокам. Помните у Высоцкого «может быть из дому в час ночной ты опять куда-нибудь уехал на машине с красной полосой», вот, возможно, это о такой вот синей «Победе», - говорит Андрей Барковский.

Первая «Победа» родилась на Горьковском автомобильном заводе в 1946 году, спустя год после окончания Второй Мировой. На ней ездили высокопоставленные члены партии, а часть машин отдали на нужды милиции. Сначала машину хотели назвать «Родина», а Сталин, узнав это спросил, мол, и почем вы родиной хотите торговать, и передумали.
















Какой-то определенной окраски полицейские автомобили советской эпохи не имели — в основном это были просто темные машины — синие, черные или цвета хаки — иногда сбоку красовалась надпись «ОРУД» (Отдел регулирования уличного движения, который в 1937 году объединили с ГАИ — прим. авт.) или совсем просто - «МИЛИЦИЯ». В поствоенные годы надпись наносили на красную полоску, которая должна была привлекать внимание других водителей и пешеходов.

Красный фонарь на крыше, фара-искатель и радиоантенна, а также сирена и громкоговоритель — таков был набор образцовой машины автоинспекции. Правда, такой роскошью обладали не все авто — зачастую экономили даже на красной краске и наносили ее не на всю машину, а, например, только на дверцу.

Вслед за «Победами» пришли «Волги». В 60-е автопарк милиции пополнился глазастенькими ГАЗ-24 и ГАЗ-21. В 69-м машины милиции изменили и цвет — на смену «мрачных» на улицах появились ярко-желтые с синей полоской — сверху проблесковый маячок. 24-ая стала настоящим рыцарем саратовских дорог — в крошке был мотор от мощного грузовика ГАЗ-53, 8 цилиндров, 100 «лошадей» измененная подвеска, оторваться от такой «догонялки» было невозможно.

Зимой 84-го саратовские автоинспекторы Геннадий Егоров и Александр Попов задержали на ней угонщика троллейбуса. Дело было так: троллейбус №5 остановился на 3-ей Дачной, а водитель вышел, чтобы поправить «рога». Оглянуться не успел, как на его место взобрался мужчина подшофе, захлопнул двери и был таков — угнал прямо с пассажирами. Настигнуть преступника удалось на проспекте 50 лет Октября. Его скрутили и доставили в Кировский РУВД. Как выяснилось, пассажиров решил покатать бывший водитель троллейбуса, по старой памяти.

А эту 21-ю «Волгу» работники ГИБДД спасли от смерти.
- Пришла бабушка машину списывать, мол, стоит в гараже никому не нужна, - говорит Барковский. - А мы ей, вы что, это же раритет. Так она у нас и оказалась. Сегодня такой раритет есть и у нашего президента Владимира Путина. На своей отреставрированной ласточке глава страны даже однажды покатал президента США Джорджа Буша, а тому так понравилось, что он попросил сделать еще один круг.

Параллельно «Волгам» наращивали популярность и «Москвичи». В распоряжении милиции было две модели — 408 и 401. Правда, на именно этих — никого не задерживали, их областная ГИБДД добыла.

«Москвич-401» с его маломощным моторчиком раньше красовался на одной из заправок Саратова, такой вот арт-объект, с шашечками под старое такси. Как гласит легенда ГИБДД, появился в музее он в результате спора между хозяином авто и полицейским. Первый говорил, что «Москвич» не заведется, а он взял да и поехал до самой инспекции. Там его перекрасили и отреставрировали.

408-ой прикатил в музей из Энгельса — стоял в гараже у кого-то из местных с 1975 года, музею его подарили. Родной двигатель — 52 «лошадки». Для милиции машину модифицировали — и это был уже мотор на 80 «лошадей», да и ездила она не на 66-м, а на 93 бензине.

Самой «народной» милицейской машиной можно назвать ГАЗ-69. Не самая быстрая, зато полноприводная, совершенно простая в уходе и неприхотливая — на все сезоны.

С 70-х выпуск авто в нашей стране почти утроился, и это отразилось на милицейском автопарке — в это время инспекторам начали приходить первые «Жигулята» - от канареечно-желтых, до почти бронзовых — ГОСТа на окрас не было. Первыми пришли «копейки», но не обычные, а форсированные.

На полицейские «Жигули» устанавливали роторные двигатели. Это когда двигатель с кулачок, а везет как ракета. Усиленная подвеска, амортизация, два бензобака, и два аккумулятора.
- Расход масла в год — 200 литров, бочка, - говорит Барковский. - В обслуживании они были очень затратные.

В середине 70-х в милицию поступили и «тройки»...А затем и «люксовые» «шестерки».

Сегодня полицейские в основном передвигаются на «четырнадцатых» и «пятнадцатых». Видим несколько современных «Фордов» и удивляемся.
Да, сейчас централизованно начали оснащать ГИБДД «Фордами», - говорит Андрей Барковский.


Комментариев нет:

Отправить комментарий