суббота, 27 декабря 2014 г.

Жаргон водителей такси в СССР

1.Классификация водителей
Шеф, таксер, водила- панибратское обращение к водителю такси
Мастер (мастеровой)- наименование, общее для всех таксистов, имеющих специализацию, дающую дополнительный доход (не всегда праведный)

Аэродромщик- таксист, специализирующийся на работе в аэропортах (всегда в сговоре с контролером на стоянке и даже с постовым милиционером; оплата поездки – по договоренности , сверх показаний таксометра)

Вокзальщик- таксист, специализирующийся на работе у вокзалов (технология работы аналогична «аэродромщику»)

Дальнобойщик- таксист, специализирующийся по доставке пассажиров в ближайшие к Москве города -Владимир, Тула, Рязань и др. (загружал машину полностью, получал плату с каждого пассажира, что в сумме значительно превышало показания таксометра; как правило, пассажиры на обратный рейс тоже были; иногда возили пассажиров и в более отдаленные города с оплатой в оба конца и даже более)

Кочерыжник- таксист, специализирующийся на доставке овощей и фруктов на городские рынки (дополнительный заработок получал за счет перегруза машины по предварительной договоренности с владельцем товара)

Мебельщик (холодильщик)- таксист, работающий у мебельных магазинов или магазинов электротоваров (дополнительный заработок имел на перевозке негабаритных грузов; используя связи с работниками магазинов, мог за отдельную плату «помочь» в приобретении дефицита)

Почтарь- особая категория таксистов, развозящих почту и прессу по другим городам без надлежащего оформления поездок в Центральной диспетчерской (получали оплату в оба конца специальными талонами, которые принимались кассой таксопарка наравне с деньгами)

Спиртовоз (он же чумовоз)- таксист, занимающийся спекуляцией спиртными напитками (криминальный, но очень выгодный в условиях дефицита бизнес; зачастую в водочные бутылки заливали воду или столовый уксус)

Центровой- таксист, работающий у крутых гостиниц (выбирает выгодных пассажиров из иностранцев, зачастую принимает в оплату валюту, импортные вещи, сигареты и т.п. дефицит советской эпохи)

Щипач- таксист, выделяющий из очереди на регулируемых стоянках такси выгодных пассажиров и производящий их посадку в свою машину с нарушением правил поведения на стоянке (т.е. «щипнул» пассажира и уехал)

Крутильщик- таксист, скручивающий показания спидометра и таксометра с целью занижения суммы выручки, подлежащей сдаче в кассу парка, и завышения собственных доходов (обычно был в сговоре с таксометристами и другими работниками парка)

Деятель- таксист, член партийно-комсомольского или профсоюзного актива таксопарка

Шляповоз- основная масса таксистов, честно работающих «на поднятую руку» пассажира за небольшие чаевые

2. Классификация пассажиров
Афанас (он же сапог)- военнослужащий среднего командирского состава, рассчитывающийся за поездку строго по счетчику (таких пассажиров таксисты старались избегать)

Додик- обычно молодой человек с ограниченными финансовыми возможностями, расплачивающийся за поездку последними пятачками, при этом пытающийся произвести впечатление эдакого кутилы

Лох- простак из глубинки, незнакомый со столичной жизнью, опасающийся обмана и обсчета, но при этом легко принимающий все на веру

Пиджак- обычный работяга, редко пользующийся услугами такси, с которого можно было получить значительные чаевые

Сладкий- пассажир, который щедро платит сверх показаний таксометра, чего хватает «и на план, и на карман»

Халдей, торгаш- официанты, продавцы – т.е. народ денежный по советским меркам, регулярно пользующийся услугами такси, как правило, с одними и теми же водителями (т.к. рабочие смены совпадали); платили щедро, но деньгами не разбрасывались

Швейк- солдат срочной службы или демобилизованный, мог быть как «лохом», так и «пиджаком»

Шляпа- советский интеллигент, оставляя таксисту 5 копеек чаевых, всем своим видом изображал «аттракцион невиданной щедрости»

3. Отдельные слова и выражения
Баржа- таксомотор марки ГАЗ-2410

Букет- радиопозывной Центральной диспетчерской, использовался водителями радиофицированных такси

Доза- стакан водки (бутылка на троих), который многие таксисты принимали после смены (для некоторых число доз доходило до двух и трех)

Дутье- ежедневный предрейсовый (или послерейсовый) медосмотр с обязательным контролем на трезвость

Варзуха- таксомотор, прошедший капитальный ремонт в условиях авторемонтного завода (обычно, 2-го ВАРЗа)

Ехать конем- т.е. ехать без пассажира, холостым пробегом

Железка, сика- азартные игры на деньги, наиболее популярные у таксистов-игроков

Контора- приспособление для злоупотреблений с таксометровым оборудованием, позволяющее присвоить часть выручки

Кочережка- специально выгнутый крючок из упругой проволоки, при помощи которого можно было проникнуть внутрь таксометра и изменить сумму к оплате за проезд; проделывалось это в тот момент, когда пассажир временно покидал такси

Курская дуга (короткая дуга)- маршрут от Курского вокзала до площади 3-х вокзалов (Комсомольская площадь)

Красная шапочка- таксомотор марки ГАЗ-21, имеющий окрашенную в красный цвет крышу (так в конце 60-х годов красили крыши машин такси светлых тонов на ВАРЗе и в таксопарках)

Креветка- таксомотор марки ГАЗ-24

Лапша- мелкие чаевые, которые обычно оставляли «додики», «шляпы» и «афанасы»

Летучка- машина линейного контроля; ежедневно в городе работало несколько десятков экипажей по контролю за работой водителей такси на линии, кроме того, контроль за работой такси осуществлялся общественными экипажами, состоящими из числа ответственных работников парка

Объявка- потребовать с пассажира плату за проезд, независимо от показаний таксометра, выше, чем реальная стоимость проезда (один из видов обсчета пассажиров)

Обслужить пассажира:
-за прибор - т.е. взять плату строго по показаниям таксометра;
-за два прибора - соответственно, в двойном размере
-за три прибора - в три раза выше

Оттяжка, тягло, вожжи- крючок, при помощи которого главный трос спидометра выводился из зацепления с ведущей шестерней, в результате чего спидометр и таксометр переставали считать пройденный километраж, а плата с пассажира взималась по договоренности и пополняла личный карман таксиста

Переключатель- работник Центральной диспетчерской, который направлял с привокзальных стоянок свободные такси в распоряжение ЦД для выполнения предварительных заказов, когда у диспетчеров не хватало машин для выполнения заказов

Подбор пассажиров- один из способов дополнительного заработка для таксиста, когда он подбирал пассажиров, едущих в одном направлении, и получал с каждого полную плату по показаниям таксометра, что увеличивало выручку в несколько раз

Подсадка пассажиров- в уже занятую пассажирами машину на маршруте следования подсаживался другой пассажир, едущий в попутном направлении, а плата за проезд взималась с каждого полностью

Подсадчик- человек на крупных стоянках такси, обычно из числа бывших таксистов, который за небольшую мзду от водителя или пассажира сажал пассажира в такси, заранее обговорив с ним плату за проезд выше показаний таксометра и сообщал это водителю

Посадить пассажира (провезти пассажира) за Моссовет (по Моссовету)- т.е. получить оплату по показанию таксометра

Провезти пассажира «на попа», «в светлую», «на светлейшего»- т.е. без включенного таксометра, закрыв при этом зеленый фонарь «свободен» при помощи перчатки или специального непрозрачного колпака; при таком способе присвоения выручки у водителя значительно возрастал холостой пробег, что сразу же отслеживалось в таксопарке, поэтому подобные махинации проделывались от случая к случаю и не носили системного характера

Сарай- таксомотор с кузовом «универсал»

Столбик- специальные колонки прямой телефонной связи с Центральной диспетчерской, устанавливались на многих городских магистралях и стоянках такси; ключ от «столбика» каждый водитель был обязан иметь в машине

Толкушка- цифровой механизм штамп-часов, который водители, допускавшие самовольную переработку на линии, использовали для подделки в сторону уменьшения реального времени нахождения на линии и занижения суммы полученной выручки

Удавка- легко съемная пломба, обычно, с разделительного редуктора, позволяющая недобросовестному водителю изменять показания таксометра и спидометра с целью присвоения части выручки, такая пломба также легко возвращалась на место

Цепочка- показания спидометра и таксометра, которые заносились в путевой лист перед выездом и при возврате с линии – арифметическая разница показаний «цепочки» показывала, какой пробег

6-я рота- гроза всех таксистов, мобильное подразделение Службы движения, осуществляющее контроль за работой таксистов и контролеров-диспетчеров на всей территории города

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий