Если колёсный вездеход не может где-то проехать, почему бы ему просто не добавить колёс? Советские инженеры так и сделали. Посмотрим, какие многоколёсные вездеходы строили в СССР.
ЯГ-12
ЯГ-12 — это первый в Советском Союзе и
один из первых в мире грузовых четырёхосных автомобилей повышенной
проходимости с колёсной формулой 8×8. Уже в чертежах ЯГ-12 представлялся
последним словом в советском автостроении, вершиной отечественной
инженерной мысли. Изготовление деталей и сборка ЯГ-12 заняли около трёх
месяцев. Автомобиль был построен в 1932 году на Ярославском
автомобильном заводе на базе трёхосного грузовика ЯГ-10. Впервые машину
показали во время праздничной демонстрации на Красной площади 7 ноября
того же года. Вместо передней оси ЯГ-10 установлена двухосная тележка,
все четыре колеса которой были управляемыми и ведущими. ЯГ-12 приводился
в движение шестицилиндровым карбюраторным мотором «Континенталь-22R».
После успешных испытаний ЯГ-12 отправили в одну из воинских частей
Саратова, и там следы единственного экземпляра машины затерялись. Судьба
автомобиля до сих пор неизвестна.
ЗИС-Э134
Летом 1954 г. перед заводом ЗИС была
поставлена следующая задача: в короткий срок создать принципиально новый
средний многоцелевой четырёхосный автомобиль сверхвысокой проходимости
грузоподъёмностью 5-6 т. Опытный ЗИС-Э134 доказал свою состоятельность.
Практически не уступая гусеничному тягачу по проходимости и силе тяги,
он обладал рядом существенных преимуществ – выше скорости движения по
шоссе и ресурс ходовой части, дешевле эксплуатация. Проведённые
испытания позволили выявить направления дальнейших исследований. Второе
поколение опытного ЗИС отличалось от предшественника водоизмещающим
корпусом, отсутствием упругой подвески колёс и наличием водомёта. По
причине изменений требований военного ведомства ЗИС-Э134 так и не вышел в
серийное производство, но послужил основой для создания более мощного
колёсного транспортёра ЗИЛ-135.
ЗИЛ-135
ЗИЛ-135 — это целое семейство советских
четырёхосных военных грузовиков, которое включает более двадцати
модификаций. ЗИЛ-135 был разработан в начале шестидесятых годов как
транспортный грузовик для буксировки артиллерии. Восьмиколёсный ЗИЛ
экспортировали в целый ряд стран. Грузовик оборудовался двумя
двигателями ЗИЛ-123Ф мощностью 120 лошадиных сил, установленными за
кабиной, при этом каждый двигатель вращал колёса своего борта. Кабина
выполнялась из стеклопластика для облегчения машины и увеличения
грузоподъёмности. Модель продолжала сходить с конвейера до 1993 года, и
её выпуск прервался скорее по политическим причинам в связи с распадом
Советского Союза. Установки на шасси ЗИЛ-135ЛМ по-прежнему стоят на
вооружении в некоторых странах.
МАЗ-537
Военный четырёхосный седельный тягач
МАЗ-537 начал выпускаться Курганским заводом колёсных тягачей в 1963
году. На автомобиле установлен 12-цилиндровый дизельный двигатель
Д-12А-525А, расположенный за кабиной (на танке Т-34 устанавливался почти
такой же). Предусмотрен предпусковой подогреватель двигателя. Машина
выпускалась вплоть до 1989 года, помимо стандартной было ещё шесть
модификаций МАЗ-537: МАЗ-537 Г с лебёдкой, МАЗ-537Д с генератором
переменного тока, МАЗ-537Е для работы с полуприцепом общей массой до 65
тонн, МАЗ-537К для установки кранного оборудования, МАЗ-537Л для
буксировки самолётов массой до 200 тонн и МАЗ-537А грузоподъёмностью 15 т
в кузове и общей массой прицепа до 65 т на шоссе и 30 т на грунте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий