В нашем распоряжении Volkswagen Golf седьмого поколения и три комплекта колес, рекомендованных производителем: 195/65R15, 205/55R16 и 225/45R17. Все шины одной модели Nokian Hakkapeliita 8, которые перед тестом прошли 100-километровую прикатку на полигоне.
Перед заездами — контроль ширины и массы шины. Первое открытие —
фактическая разница в ширине между 195/65R15 и 205/55R16 оказалась
не 10, а 8 мм. Самыми увесистыми ожидаемо оказались шины 225/45R17.
Причем если покрышка 195/65R15 легче 225/45R17 на 1,7 кг,
то при контроле колеса в сборе разница становится уже 4,6 кг (суммарная —
18,4 кг) — основная прибавка приходится именно на диск.
Разгон и торможение на снегу
Сначала утрамбованный снег. Первая передача, мягкий старт и сразу
педаль газа в пол. Система ESP ограничивает пробуксовку колес,
а по достижении 45 км/ч — звуковой сигнал, дающий мне команду
на торможение. Теперь нажимаю среднюю педаль, и ABS делает всю работу
за меня. Благодаря этому, получаются воспроизводимые данные. За одну
700-метровую снежную прямую выполняется десяток разгонов и торможений.
Разгон замеряем до 45 км/ч, а торможение — с 44 км/ч до 5 км/ч.
Что же скажет беспристрастный измерительный прибор Racelogic? Разница
получилась несущественная: на разгоне колеса 195/65R15 были чуть
впереди всех, но на торможении они уступили 40 см (или около 2,7%) более
широким шинам. 205-е R16 выступили стабильнее всех. Я повторил замер
на базовых покрышках, чтобы определить, не изменились ли условия —
данные сошлись с первым заездом.
Итог: Результаты разгона и торможения на снегу очень близки.
На торможении узкая шина 195/65R15 незначительно (2,7% или 40 см)
уступила лучшей 205/55R16
Управляемость на снегу
По окончании заездов на трассе управляемости, я был удивлён,
насколько разным может быть поведение VW Golf в поворотах в зависимости
от размера шин!
Первый выезд на 205/55R16. Страшно! Дело не в покрышках, а в «трехмерной» сложной снежной дорожке, проложенной через хвойный лес. Но уже через круг — полное взаимопонимание с VW Golf и удовольствие от контроля над автомобилем. Нейтральная поворачиваемость, небольшой доворот задней оси под сброс газа, который не пугает и мягко гасится системой стабилизации. Баланс машины настолько понравился, что если бы я взял Volkswagen с этими шинами на любительские гонки, то ничего менять не стал — быстро и безопасно.
На шинах 195/65R15 тестовый Golf становится нервным, автомобиль резко уходит в занос, требует быстрых и размашистых движений рулем, после заноса стабилизируется долго. Но для переднеприводного автомобиля в «боевом» режиме выгодна избыточная поворачиваемость — именно поэтому, несмотря на резкий характер, в такой конфигурации показано лучшее время круга, хотя это было опасно.
На самых широких шинах 225/45R17 поведение хэтчбека похоже на «спокойную» шину 205 мм, но с увеличением скорости появляется коварство — после входа в поворот машину начинает неожиданно сносить. Только на шинах 225 мм я цеплял снежные брустверы и чуть не долетел до дерева в попытках поставить быстрый круг. Время на этих покрышках оказалось худшим.
Первый выезд на 205/55R16. Страшно! Дело не в покрышках, а в «трехмерной» сложной снежной дорожке, проложенной через хвойный лес. Но уже через круг — полное взаимопонимание с VW Golf и удовольствие от контроля над автомобилем. Нейтральная поворачиваемость, небольшой доворот задней оси под сброс газа, который не пугает и мягко гасится системой стабилизации. Баланс машины настолько понравился, что если бы я взял Volkswagen с этими шинами на любительские гонки, то ничего менять не стал — быстро и безопасно.
На шинах 195/65R15 тестовый Golf становится нервным, автомобиль резко уходит в занос, требует быстрых и размашистых движений рулем, после заноса стабилизируется долго. Но для переднеприводного автомобиля в «боевом» режиме выгодна избыточная поворачиваемость — именно поэтому, несмотря на резкий характер, в такой конфигурации показано лучшее время круга, хотя это было опасно.
На самых широких шинах 225/45R17 поведение хэтчбека похоже на «спокойную» шину 205 мм, но с увеличением скорости появляется коварство — после входа в поворот машину начинает неожиданно сносить. Только на шинах 225 мм я цеплял снежные брустверы и чуть не долетел до дерева в попытках поставить быстрый круг. Время на этих покрышках оказалось худшим.
Итоги: На снежной лесной трассе мы оценивали не только время
круга, но и надёжность управления VW Golf. Изучив результаты, заводской
водитель-испытатель Nokian согласился с нами по всем пунктам:
- поведение автомобиля серьёзно менялось в зависимости от комплекта колес;
- шины 195/65R15 наделяли Golf избыточной поворачиваемостью, автомобиль частенько стремился развернуться, огорчал нервным поведением в поворотах;
- шины 225/45R17 наоборот привили пятидверному хэтчбеку недостаточную поворачиваемость и общее низкое сцепление с дорогой
- шины 205/55R16 словно исцелили Golf — на них он проходит сложную трехмерную снежную трассу быстро, спокойно, а занос начинался плавно и не был неожиданностью для водителя
Разгон и торможение на льду
Еще десять лет назад замеры разгона и торможения на льду были сущим
адом: покрытие на озере неровное, с уклонами и наростами, с разным
сцеплением, а зависимость от ветра, солнца и нанесенного снега делала
испытания похожими на русскую рулетку. Теперь все иначе. Уникальный
300-метровый туннель привел все параметры практически к константе.
Но ответственность чудовищная, стены рядом — права на ошибку нет,
и по сценарию замеры должен был проводить специальный испытатель.
Однако, убедившись в нашей профпригодности на снежных тестах, нас
допустили до управления и в закрытом помещении.
«Ледовые» испытания похожи на те, что я проводил ранее на снегу. Разгон с 5 км/ч до 31 км/ч, а после звукового сигнала — резкое торможение уже с 30 и до 5 км/ч. Сначала ускорение на 205/55R16 — какой зацеп! И торможение отличное. Меняем шины на узкие — похожие результаты. Далее широкие 225/45R17. Ба! Даже без измерительного оборудования чувствую, как машина укатывается значительно дальше (при замерах я сдвигал Golf в сторону лишь на ширину предыдущих колес, чтобы сэкономить испытательный лед).
«Ледовые» испытания похожи на те, что я проводил ранее на снегу. Разгон с 5 км/ч до 31 км/ч, а после звукового сигнала — резкое торможение уже с 30 и до 5 км/ч. Сначала ускорение на 205/55R16 — какой зацеп! И торможение отличное. Меняем шины на узкие — похожие результаты. Далее широкие 225/45R17. Ба! Даже без измерительного оборудования чувствую, как машина укатывается значительно дальше (при замерах я сдвигал Golf в сторону лишь на ширину предыдущих колес, чтобы сэкономить испытательный лед).
Проводим замер среднего выступания шипов: 195 мм — 1 мм, 205 мм — 1,1 мм, 225 мм — 0,9 мм.
Рабочий день окончен. А после — общение с инженером по разработке шин Nokian, который с интересом наблюдал за испытаниями:
— Ты заметил, что у шин 225/45R17 было меньшее выступание шипов? Именно в этом причина неважных результатов торможения на льду.
— Да, но не больше двух метров же! Ведь между шинами 195 мм и 205 мм разница в выступании шипов такая же — 0,1 миллиметр, — парировал я.
После дискуссии инженер Матти демонстрирует мне график закрытых внутренних испытаний Nokian, который показывает зависимость тормозного пути от выступания шипа. «Видишь, да...». Я пересчитал результаты согласно зависимостям Nokian, и все равно разница между лучшими результатами и шинами 225/45R17 составила 1,9 метра! Поэтому мы решили ориентироваться все же на фактические данные.
Рабочий день окончен. А после — общение с инженером по разработке шин Nokian, который с интересом наблюдал за испытаниями:
— Ты заметил, что у шин 225/45R17 было меньшее выступание шипов? Именно в этом причина неважных результатов торможения на льду.
— Да, но не больше двух метров же! Ведь между шинами 195 мм и 205 мм разница в выступании шипов такая же — 0,1 миллиметр, — парировал я.
После дискуссии инженер Матти демонстрирует мне график закрытых внутренних испытаний Nokian, который показывает зависимость тормозного пути от выступания шипа. «Видишь, да...». Я пересчитал результаты согласно зависимостям Nokian, и все равно разница между лучшими результатами и шинами 225/45R17 составила 1,9 метра! Поэтому мы решили ориентироваться все же на фактические данные.
Итог: На торможении и разгоне по льду шины 195/65R15
и 205/55R16 выступили близко (разница 2,9%), а покрышки 225/45R17
откровенно провалили торможение и плохо цеплялись за покрытие
при разгоне.
Управляемость на льду
На второй день по плану замеры времени круга и оценка управляемости
на льду — для этого мы полностью отключили ESP, вынув предохранитель.
Выезжаю на 225/45R17 — сцепления с дорогой не много, но VW Golf
постоянно мечется между сносом и заносом, а руль имеет неприятную
ступеньку по усилию, после которой связь с передними колесами совсем
теряется. Из-за недостатка сцепления даже на небольшой скорости
автомобиль скользит задней осью и норовит развернуться вокруг оси.
А вот на высоких и узких шинах 195/65R15 кажется, что в покрышках значительно больше шипов — VW Golf буквально впивается в лед. В случае превышения скорости в повороте — выраженная недостаточная поворачиваемость, добиться скольжения задней оси очень сложно (только с помощью специальной раскачки автомобиля). Однако, и рулить при обычном движении приходится много — высокий профиль тому причина.
На шинах 205/55R16 зацеп еще больше, чем на узких 195/65R15. Автомобиль более сбалансирован, и требует меньшего руления при прохождении тех же поворотов — лучшее время круга со значительным преимуществом, и главное -безопасное поведение.
А вот на высоких и узких шинах 195/65R15 кажется, что в покрышках значительно больше шипов — VW Golf буквально впивается в лед. В случае превышения скорости в повороте — выраженная недостаточная поворачиваемость, добиться скольжения задней оси очень сложно (только с помощью специальной раскачки автомобиля). Однако, и рулить при обычном движении приходится много — высокий профиль тому причина.
На шинах 205/55R16 зацеп еще больше, чем на узких 195/65R15. Автомобиль более сбалансирован, и требует меньшего руления при прохождении тех же поворотов — лучшее время круга со значительным преимуществом, и главное -безопасное поведение.
Итог: Шины 205/55R16 выступили отменно, к узким шинам
195/65R15 особых претензий нет, однако рулить приходится больше,
а недостаточная поворачиваемость мешает показать хорошее время круга
и может в некоторых случаях испугать неопытного водителя.
Широкие шины 225/45R17 имеют недостаточное сцепление со льдом, именно поэтому Golf постоянно хочет развернуться вокруг своей оси, словно это заднеприводный автомобиль — требует быстрой работы рулем в сторону заноса. При этом также неожиданно может начаться снос передней оси, который будет продолжаться значительно дольше, чем вы рассчитывали.
Широкие шины 225/45R17 имеют недостаточное сцепление со льдом, именно поэтому Golf постоянно хочет развернуться вокруг своей оси, словно это заднеприводный автомобиль — требует быстрой работы рулем в сторону заноса. При этом также неожиданно может начаться снос передней оси, который будет продолжаться значительно дольше, чем вы рассчитывали.
Итоги
195/65R15 | |
Наименование показателя |
195/65R15 |
Вес колеса в сборе, кг* |
16,7 |
Параметры дисков | 6J×15 |
Вес шины, кг* |
8,9 |
Индекс скорости (T) |
190 км/ч |
Индекс грузоподъемности |
690 кг |
Выступание шипов в начале/в конце испытаний, мм |
1,05 / 1,32 |
Средняя цена в магазинах России, руб. |
4 800 |
* среднее арифметическое массы 4 шин |
Узкие шины приводят к резким срывам в поворотах на снежной
поверхности, хотя на льду они — сама послушность, а высокий 65-й профиль
с большим боковым уводом заставит крутить руль на больший угол даже
при обычном проезде виражей. Такие шины мы рекомендуем только
для автомобилей с ESP, а в случае езды по снегу управлять нужно
предельно аккуратно.
205/55R16 | |
Наименование показателя |
205/55R16 |
Вес колеса в сборе, кг* |
17,7 |
Параметры дисков | 6,5J×16 |
Вес шины, кг* |
9,2 |
Индекс скорости (T) |
190 км/ч |
Индекс грузоподъемности |
670 кг |
Выступание шипов в начале/в конце испытаний, мм |
1,15 / 1,48 |
Средняя цена в магазинах России, руб. |
7 000 |
* среднее арифметическое массы 4 шин |
Золотая середина — это как раз про данный комплект. В активе 205-й
шины ни одного провального результата ни на снегу, ни на льду,
а большинство испытаний покрышки среднего типоразмера выиграли. В нашем
случае для массы автомобиля в 1205 кг именно эта ширина оказалась
оптимальной, а умеренная высота профиля сделала поведение автомобиля
понятным.
225/45R17 | |
Наименование показателя |
225/45R17 |
Вес колеса в сборе, кг* |
21,3 |
Параметры дисков | 7J×17 |
Вес шины, кг* |
10,6 |
Индекс скорости (T) |
190 км/ч |
Индекс грузоподъемности |
670 кг |
Выступание шипов вначале/в конце испытаний, мм |
0,96 / 1,27 |
Средняя цена в магазинах России, руб |
10 000 |
* среднее арифметическое массы 4 шин |
Шины полностью провалили ледовые испытания. Большая площадь контакта
с поверхностью привела к малому удельному давлению шипов на лед в связи
с малой массой автомобиля в 1205 кг. На снегу машину на таких покрышках
начинает рано сносить, и она стремится всегда ехать прямо. Руль
на широких шинах имеет ступеньку по усилию, после которой пропадает
всякая информация о дороге. Мы не рекомендуем устанавливать опционные
широкие и низкопрофильные шины на зиму.
Итоговые оценки шин:
Итоговые оценки шин:
Весовой коэф. | 195/65R15 | 205/55R16 | 225/45R17 | |
Снег | ||||
Разгон на снегу |
0,2 |
100 |
98 |
95 |
Торможение на снегу |
0,35 |
98 |
100 |
99 |
Надёжность управления |
0,2 |
85 |
100 |
90 |
Время круга |
0,25 |
100 |
99 |
97 |
Итого снег |
1 |
96,3 |
99,35 |
95,9 |
Лед | ||||
Разгон на льду |
0,2 |
94 |
100 |
87 |
Торможение на льду |
0,35 |
97 |
100 |
86 |
Надёжность управления |
0,2 |
90 |
100 |
85 |
Время круга |
0,25 |
97 |
100 |
94 |
Итого лед |
1 |
95 |
100 |
88 |
Итого |
95,65 |
99,68 | 91,95 |
Комментариев нет:
Отправить комментарий