пятница, 8 января 2016 г.

Практика диагноста-автоэлектрика: клиент всегда прав? Откровения


Последняя часть "саги". Много букв и никаких фотографий. "Тыжпрограммистам", "тыжфотографам" и другим "тыжспециалистам" посвящается.

Вспомнил один редкий случай, когда удачная шутка приходит на ум не после разговора, а в самое подходящее время.
Делал машину одной тетеньке. Она задала вопрос: "что бывает, когда клиенты довольны?" Достаю из кармана довольно толстую пачку денег, показываю. Как по заказу, верхняя была тысячная купюра, остальные по 50-100 рублей. Внешне смотрелось как много денег. Следующий вопрос: " а недовольные клиенты бывают?". Говорю, пойдем покажу. Вывожу из гаража и показываю на свежий могильный холмик за гаражом...
Я, конечно, потом рассказал, что это прикрытый листьями и присыпанный землей на зиму виноград, но эффект получился интересный :)

Я живу в маленьком городке, с высокими ценами и нищим населением. Большинство предприятий с советских времен закрылось или влачит жалкое существование. Нормальной работы практически нет. Да и ненормальной тоже не густо. У меня есть официальная работа со сменным графиком, небольшой зарплатой и большим количеством выходных. На этой работе я отдыхаю, делаю стаж и пишу эти посты. И есть гараж, где я неофициально, уклоняясь от налогов, ремонтирую автомобили. Дохода это занятие особо не приносит (см. выше "нищее население"), но семью кормить надо (см. выше "нормальной работы нет"). Для тех, кто внутри МКАДа, поясняю: так живет почти вся остальная страна, под названием Россия.
Про официальную работу нет смысла говорить, речь все-таки о "гараже".
Для тех, кто прочитав дальше, захочет задать вопрос: а на хрена ты работаешь, если многое тебе не нравится в этой работе"? Отвечу сразу по пунктам.
1. Работа приносит деньги. В отсутствии других альтернатив, приходится выкручиваться как могу.
2. Все-таки есть моральное удовлетворение, когда, например, притягивают на веревке "труп", а ты его "оживляешь" и довольный клиент уезжает своим ходом.
3. Мозг не "застаивается". Иногда приходится решать очень трудные задачи. И интересные.

 
Ну, а теперь начинаю жаловаться.


Мои коллеги поймут, насколько эта работа тяжела физически. Это со стороны кажется, что скрутить два проводка - это легко и просто.
Так как работа не приносит хорошего дохода, я не могу позволить себе подходящее помещение, для работы переоборудован обычный гараж. Летом основная работа идет на улице, зимой в тесном гараже. Жара, холод, теснота, позы, которым позавидовала Камасутра, все это очень нехорошо сказывается на здоровье. Конечно, я еще умудряюсь и строить дом, с нормальным гаражом в проекте, но это будет нескоро.
Физические трудности - это полбеды. Труднее бывает морально. Именно это подвигло написать эту часть.
Я человек, рожденный в СССР. Приходится жить с принципами с тех времен. Как-то уже поздно меняться. А эти принципы таковы: делай качественно и не обманывай. Городок маленький: халтура и обман быстро вернутся бумерангом.

Другой принцип - это "палка о двух концах": я беру деньги только за результат. Тут есть положительные стороны, и отрицательные. В плюсе то, что это своего рода реклама. У нас появилось довольно много "мастеров", делающих "диагностику". Приезжает человек, они считывают коды ошибок, говорят, что надо заменить и берут за это деньги. Фактически за подключение компьютера и констатации факта о неисправности машины. В простых случаях это и прокатывает, чаще же клиент покупает дорогостоящие детали, которые ни при чем. Деньги потрачены, машина неисправна. Естественно, люди к таким спецам второй раз не поедут. У меня другой подход. Оплачивается не "диагностика", а устранение неисправности. Или не оплачивается, если не найду. Бывает и такое. Я живой человек, а значит могу ошибаться. Могу не знать. В моей профессии информация - это 90% успеха. Поэтому бывают промахи, когда "протрахаешься" несколько часов, а неисправность не найдешь. Обидно, но что сделаешь. Именно поэтому есть категории работ, которые я не делаю, зная, что потеряю время без толку. И именно поэтому часто на меня обижаются клиенты.
Я не берусь делать ветхие автомобили. Причем, если на отечественные есть вся документация, то старые иномарки - это задница. Любую машину можно отремонтировать. Дело в целесообразности. Работа стоит денег. Но как объяснить человеку, купившему рухлядь за 20 тыс. рублей, что несколько дней работы не могут стоить 100 рублей?
Есть автомобили, которые в плане ремонта сделаны так коряво, что опять приходится отказывать. Бывает, когда едет мимо французский автомобиль, начинаю молиться: "только не ко мне, только не ко мне". Без нормальной схемы (или вообще без любой), ремонт может превратится в бесполезное занятие. А порой, можно и навредить.



Подавляющее большинство клиентов - нормальные люди. Но есть маленький процент индивидуумов, которые вымотают все нервы:

- Пафосные владельцы пафосных развалюх. Сколько праведного гнева в том, что я не берусь делать их тридцатилетний Мэрс, который "в миллион раз лучше таза". А "БМВ головного мозга" - это особенная болезнь, думаю, пациенты проявятся во всей красе в комментариях ;)

- Хитрожопые. "Да тут ерунда, всего навсего сгорает постоянно предохранитель". Говорю, раз так все просто, делай сам. И отправляю в пешее эротическое путешествие. Что такое "просто сгорает предохранитель" - вы уже видели в предыдущих частях.

- "Специалисты". Эти стоят над душой и постоянно советуют, что надо сделать. Возникает закономерный вопрос о том, почему сам не сделал? Иногда тоже до посыла доходит.

- "Таксисты". Почему в кавычках? Потому что ничего не имею против этой нелегкой профессии. Сам даже как-то подрабатывал. Здесь я имею ввиду людей, которые выжимают все из своих автомобилей с неимоверной жадностью. Невозможно объяснить, что я ничего не могу сделать с этой машиной, если нет компрессии, если расходники не менялись и т.д. С оплатой тоже интересно. Недавно притащил один такой крендель машину на веревке. Я нашел сгоревший предохранитель. Протягивает он мне руку с деньгами, говорит вот за предохранитель и за работу. 30 рублей. Я даже растерялся.

- Цыгане. Как-то сделал раз машину. Не хватило у него денег, 200 руб. Так нередко бывает, обычно люди довозят потом, за очень редким исключением. С цыганами - все случаи исключение. Клянется, мамой, папой и всем табором, что привезет. Ладно, говорю, как себе верю. Мысленно списываю сумму. А нет. Через месяц звонит, что забыл про деньги, типа совесть замучила. Ага, у цыгана. Совесть :). Как раз меня не было дома. Говорю, через полчаса приезжай, я как раз вернусь. Правда, привез. Забираю деньги. И посылаю далеко с его машиной, которую он в комплекте с долгом притянул на веревке. "Не плюй в колодец, пригодится"... После пары подобных случаев, после фейс-контроля вся нация посылается нах без исключений.

- Воинственные дилетанты. Довольно часто в практике попадаются машины, которые я называю "фантомами". Суть в следующем: есть разовая или плавающая неисправность (или даже не неисправность). Скажем, ехал человек, машина дернулась или заглохла. После эта неисправность не проявляется никак. Я очень уважаю людей, которые прислушиваются к своему автомобилю, но есть одно но. Я не обладаю экстрасенсорными способностями. Я не могу найти неисправность, если ее нет. Конечно, я проверяю наличие ошибок, параметры, шатаю жгуты и разъемы, но если ничего плохого не происходит, я этого не вижу. Большинство народа это понимает, но есть некоторые, которые высушат весь мозг. Раз подключил комп, значит должен все узнать. Советую обратится в церковь.

- Неадекваты и жулики. К первым я отношу любителей колхозного ксенона и т.д., которым наплевать на всех; ко вторым любителей сматывать спидометры, устанавливать устройства, которые имитируют правильную работу подушек безопасности, при отсутствии таковых и других устройств для обмана. Причем, будущего "ксенонщика" можно убедить не быть таким гандоном, с жуликами это бесполезно.

- "Аристократы". Я потерял довольно много денег, отвечая на звонки. Например, звонит человек, жалуется, что не работает бензонасос. Рассказываю, как проверить реле, где предохранитель, на каком проводе должен быть ток. Я на этом ничего не зарабатываю. Но я уважаю людей, которые пытаются пользоваться своим умом и руками. Да и в более трудных случаях они все равно мне машину пригонят. И знакомым посоветуют. Другое дело люди, которые считают заподлом сделать что-то простое. Приезжает один такой, требует поменять лампочку в фаре. Объясняю, что специализируюсь на сложных поломках, у нас десятки сервисов, где делают подобные неквалифицированные работы, что самому ему это сделать можно за 5 минут. Он такой: "тебе что, 50 рублей лишние?". Ну, не знаю. Наверное я зажрался.

Есть люди, которые раздражают или веселят, в зависимости от настроения. На гараже у меня надпись "вход со двора, 1 метр" и стрелка. Т.е. есть глухие ворота без двери, рядом открытая дверь во двор и через 3 метра в стене гаража входная дверь. Согласитесь, квест не из тяжелых. Если я слышу, как кто-то долбит кулаком прямо в эту надпись, 99% это гость с Кавказа или... мент. Кавказцы вообще интересный народ. Я не националист, но к нам иногда попадают уж какие-то странные люди. Когда мне осточертело выметать окурки около двора, я рядом с пепельницей повесил такую табличку: "Внимание, акция! Поддержи гей движение, брось окурок на землю, стань педиком!" После этого я редко брал в руки веник. Однажды приехала целая делегация на машине с не нашим регионом. Им ужасно понравилась эта надпись, они ее сфоткали на мобилки... и накидали под ней кучу "бычков"...

Предвижу множество отрицательных комментариев от тех, кто осилил столько текста (или не осилил). Некоторые будут и правы, так как я тоже не все правильно делаю. Иногда не выдерживают нервы, иногда не хватает терпения. Или много гордыни. Со стороны виднее.
Есть и надежда, что многие, кто работают в подобных условиях, поймут и поддержат. Но не написать этой главы - нет тогда смысла и в предыдущих...

На этом заканчиваю эту серию. Есть планы сделать серию из практических советов о поисках неисправностей, об неком ликбезе автоэлектрики. Надеюсь, до встречи.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий