После ввода в эксплуатацию системы взимания платы с владельцев грузовиков массой свыше 12 т чиновники задумались над безопасностью. В ближайшее время депутаты Госдумы рассмотрят законопроект, карающий физлиц — владельцев коммерческого транспорта за отсутствие тахографа на борту. Именно частники становятся виновниками большинства аварий с участием грузовиков и автобусов.
За десять месяцев текущего года по вине водителей грузовых автомобилей произошло 8792 аварии, автобусов — 4012. ДТП с грузовиками и автобусами самые страшные. Шансов выжить у участников таких аварий, как правило, нет. Самые распространенные аварии – лобовое столкновение и опрокидывание в кювет. Чаще всего водители грузовиков и междугородних автобусов попросту засыпают в дороге.
Черный ящик
Еще в 1995 году владельцев коммерческого транспорта обязали устанавливать на грузовики специальные устройства – тахографы. Это приборы, позволяющие записывать маршрут движения и скорость автомобиля, а также сколько водитель отдыхал. По замыслу законодателей, использование тахографов позволяет контролировать состояние водителей и не давать им возможности сидеть за баранкой свыше установленного режима. Для водителей рабочая смена не должна превышать 8 часов.
Но система не заработала. Если крупные перевозчики следовали букве закона, то частники новую обязанность старались обходить — установку прибора многие восприняли как очередной и бесполезный гаджет. Стоимость аналогового тахографа — около 20 тыс. руб., плюс установка и калибровка, регистрация в ГИБДД. По кругу только на одно транспортное средство уйдет около 50 тысяч. Но то ли дело юридические лица. Частников же смущало совсем другое: с установкой «черного ящика» им пришлось корректировать весь бизнес. С ограничением времени рабочей смены у многих возникла необходимость или брать на работу дополнительного водителя, или пересматривать логистику. Времени на доставку груза стало уходить больше, а значит сократилась прибыль.
Владельцы грузовиков быстро научились обходить закон. Тут же нашлись умельцы, которые за небольшую плату редактировали показания приборов. Многие делали это прямо в пути. Пойди проверь такого на трассе. Для таких самоделкиных установили новый запрет – аналоговые тахографы оказались под запретом. Точнее, под запретом оказались так называемые «шайбы». Если на машине уже стоит «шайба», с ней можно ездить вплоть до 2018 года. На новую технику сейчас можно установить только цифровое устройство со специальным блоком (СКЗИ). Это блок со специальной программой, которая шифрует информацию с тахографа. То есть водитель уже не может изменить показания прибора. Каждые три года нужно менять блок СКЗИ. Цена вопроса – все те же 20 тысяч. Плюс к этому калибровка – еще 3 тысячи. Но и это требование перевозчики научились обходить. На рынке появилась новая услуга – старые тахографы продаются и устанавливаются со справкой об установке задним числом. Поймать хитрецов почти невозможно.
Принятая в спешке ст. 11.23 КоАП, по которой водителей начали наказывать за отсутствие приборов и нарушение режима труда и отдыха (штраф в размере 1-3 тыс. руб.), проблему также не решила.
Безнаказанность частников
Если владелец этой фуры — частное лицо, тахограф по закону устанавливать ему не нужно. Значит, за рулем можно находиться сколь угодно долго.
Если грузовик или автобус принадлежит частному лицу, занимающемуся своей, по сути коммерческой, деятельностью без разрешительных документов, наказать такого попросту невозможно. Дело вот в чем. Требования по оборудованию тахографами распространяются на организации или индивидуальных предпринимателей, занимающихся перевозками пассажиров или грузов на профессиональной основе. Но не на частных лиц.
Если вы купили, к примеру, фуру в частном порядке, перевозите грузы сами или наняли водителя (без регистрации своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя), то к вам никаких претензий из-за отсутствия тахографа быть не может. Претензии могут быть (и должны быть) у налоговых органов, так как вы не платите налогов. Но на дороге налоговики с проверками не стоят, а у сотрудников ДПС или транспортной инспекции таких полномочий попросту нет. Поэтому частник спокойно ездит по дорогам хоть сутки напролет в «одни руки». По принципу «сколько потопал, столько и полопал». И не нужно тратиться на разные устройства. Пусть легальные коммерсанты платят. Именно поэтому перевозчики стали регистрировать транспортные средства на физических лиц.
Так, к примеру, в 2008 году за частниками числилось 410 тыс. автобусов, а юридическим лицам принадлежало 483 тысячи. А в прошлом году соотношение изменилось: у частников — 440 тыс. автобусов, у компаний — 438 тысяч. Как следствие, неуплата налогов, серьезные аварии с пострадавшими. Летом этого года в Чеченской республике произошло ДТП с участием микроавтобуса, принадлежавшего частному лицу. Водитель не справился с управлением (вполне возможно, из-за переутомления), и автобус упал в пропасть. В результате погибло десять человек, ранено еще восемь. И это только один пример. Вообще же, за десять месяцев этого года из 4012 ДТП по вине водителей автобусов физическим лицам принадлежало 1684. Почти половина! Что интересно, с лицензией на перевозочную деятельность из них оказалось лишь шестеро водителей.
Не лучше обстоят дела и с грузовиками. Из 8792 ДТП с участием грузовиков в 6146 случаях были признаны виновными водители именно перевозчиков-физлиц.
Получается, что реформа, затеянная государством, по факту провалилась. Но чиновники не сдаются.
Всех под контроль
Установлен в этой фуре тахограф или нет, пойди разбери
Как стало известно «За рулем.РФ», уже на днях Госдумой будет рассмотрен проект закона, который обяжет всех владельцев автобусов и грузовых машин (независимо от того, кому транспортные средства принадлежат) устанавливать тахограф. Предусмотрена и уголовная ответственность владельцев грузового транспорта за нарушение режима рабочего времени и отдыха водителей, если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью или смерть.
Если поправки будут приняты, то физические лица, имеющие в собственности грузовой транспорт или автобус, будут вынуждены соблюдать единые стандарты: без тахографа не ездить, больше 8 часов за рулем не находиться. За нарушение будут карать увеличенным штрафом — 3-5 тыс. руб. Очень хочется надеяться, что это значительно сократит количество ДТП. Ведь ответственность за жизнь и здоровье пассажиров и водителей – главное на дороге. Важно при этом, чтобы, накладывая очередную обязанность на водителей грузовиков, государство не забыло и о своих обязанностях. Ведь помимо человеческого фактора причиной ДТП являются и плохие дороги.
***
И в качестве постскриптума. Штраф за неуплату проезда с грузовиков массой свыше 12 т для индивидуальных предпринимателей и ответственных лиц нынче равен 40 тыс. и 50 тыс. руб. соответственно. Угрозу жизни депутаты оценили куда скромнее…
Комментариев нет:
Отправить комментарий