К моменту начала разработки нового
поисково-спасательного комплекса у конструкторского коллектива завода
Лихачёва уже был огромный опыт создания универсальных автомобилей.
ПЭУ-1, ПЭУ-2, ПЭУ-3, ЗИЛ-4909, ЗИЛ-49092, ЗИЛ-5901 – эти модели
зарекомендовали себя как лучшие поисково-спасательные машины в Советском
Союзе, а то и во всём мире. Опыт предыдущих лет позволил сделать
кое-какие выводы. Во-первых, поисково-спасательный комплекс должен
состоять из двух автомобилей – грузового и пассажирского. Во-вторых,
было решено частично отказаться от шнековой конструкции вездеходов и
оставить только маленький шнекороторный автомобиль для «крайних
случаев», способный помещаться в грузовой модуль. Над новым проектом СКБ
специальных автомобилей ЗИЛ приступило под руководством ведущих
конструкторов Балашова и Борисов, а ведущим испытателем выступал В.Я.
Воронин. Комплекс «Синяя птица» стал последней разработкой, выполненной
при жизни Виталия Андреевича Грачёва, легендарного автомобильного
конструктора, чьё имя навсегда связано с заводом ЗИЛ.
В начале лета 1975 года были
продемонстрированы первые экземпляры окончательной версии аэромобильного
спасательного комплекса особо высокой проходимости. Комплекс состоял из
«двух с половиной» машин. Пассажирская версия ЗИЛ-49061 получила
условное название «Салон». Унифицированный с «Салоном» грузовой вариант
ЗИЛ-4906 назывался «Кран», благодаря специальному манипулятору, и шёл в
комплекте с небольшим лёгким шнекоходом ЗИЛ-29061. Компактный вездеход
оборудовался двигателем от легкового автомобиля и мог быть использован
спасательным отрядом в случае крайней необходимости – когда космонавты
совершали аварийную посадку в совершенно недосягаемых местах.
Грузовой и пассажирский модули
оборудовались базовым двигателем ЗИЛ-130, немного отличавшимся по
конструкции от двигателя обычного грузовика в силу его амфибийных
характеристик. Некоторые детали для двигателей изготавливались поштучно и
вручную. От автоматической коробки передач, применявшейся на
спасательных вездеходах предыдущих поколений, было решено отказаться в
пользу надёжной и простой в обслуживании пятиступенчатой «механики».
Раздаточная коробка оснащалась межбортовым дифференциалом. Для движения
по воде вместо водомётов теперь применялись гребные винты. Подвеска всех
трёх осей была независимой торсионной, тормоза – дисковыми. Колёса на
передней и задней осях были управляемыми. Вездеходы были аэромобильными,
поэтому за счёт материалов кузова конструкторы постарались сделать
ЗИЛ-4906 как можно более лёгким: раму изготовили из алюминиевых
профилей, сам кузов – из стеклопластика. Остеклённый колпак машины был
съёмным – чтобы конструкция без труда помещалась в самолёт. Стоит ли
говорить, что средства навигации и связи на ЗИЛ-4906 были самыми
продвинутыми и ничуть не уступали авиационным. Все машины комплекса были
выкрашены в специальный ярко-синий цвет, чтобы было заметно и на снегу,
и в пустыне, и в лесу. За это ЗИЛ-4906 и получил название «Синяя
птица».
Официально комплекс «Синяя птица»
поступил на вооружение спасателей в 1981 году. В течение десяти лет было
построено 12 грузовых, 14 пассажирских и 5 шнекороторных машин. Но и с
распадом Советского Союза ЗИЛ-4906 не ушёл на покой, а остался на службе
у спасательных отрядов МЧС.
Комментариев нет:
Отправить комментарий