Неподвижные передние колёса , катки и шнеки вместо гусениц – в поисках идеальной проходимости советские инженеры придумывали и не такое.
Расскажем о самых необычных вездеходах СССР.
ЗИЛ-132С
Когда в США появился принципиально новый вездеход на пневмокатках – гибрид гусеничного и колёсного вездехода, в Советском Союзе хорошо призадумались о собственной революционной разработке. Так в 1964 году появился ЗИЛ-132С. Автомобиль был построен на базе узлов и агрегатов ЗИЛ-157, был полноприводным, но не имел подвески, а его передние колёса не умели поворачивать.
Колодочные тормоза с передним приводом устанавливались только на передний мост. За поворот автомобиля отвечала задняя тележка. Но поворачивались не колёса, а задний мост целиком, с помощью гидроусилителя. От раздаточный коробки к переднему мосту крутящий момент передавался через обычный карданный вал, а к заднему – через карданный вал и угловую передачу. На вездеходе были установлены внушительного размера колёса – пневмокатки с габаритами 1000X1000X250, которые воспринимали нагрузку до 2000 килограммов. Впрочем, на испытаниях инженеры выяснили, что особых преимуществ у таких колёс перед обычными нету, а управляемый задний мост превращал вождение вездехода в настоящий кошмар. Так что, несмотря на уникальность задумки, у ЗИЛ-132С не было ни единого шанса на серийное производство.
ЗИЛ-4904
Шнекороторные снегоходы обладают самой высокой проходимостью на бездорожье, но совершенно не пригодны для езды по твёрдой поверхности. Такие машины состоят на вооружении спасательных служб, которые вынуждены выполнять задачи в самой непроходимой местности. ЗИЛ-4904 был построен в 1972 году, и на сегодняшний день это самый большой шнекороторный снегоход во всём мире. Его полезная нагрузка составляет 2,5 тонны. Для снижения веса корпус был изготовлен из стеклопластика, но днище для прочности сделали металлическим. Два шнека из лёгкого и прочного сплава АМг-61 , они имеют форму цилиндра с навитым спиральным ребром. Каждый из шнеков приводится в движение отдельным двигателем от грузовика «Урал» с рабочим объёмом семь литров и мощностью 180 лошадиных сил. Правда, высокие скорости шнекоход развивать не мог – на воде максимальная скорость составляла 10,1 км/ч, на болоте – 7,3 км/ч и на снегу – 10,5 км/ч. Существовало две модификации ЗИЛ-4904 – ПЭУ-3А с дополнительным пассажирским отсеком на восемь мест и грузовая ПЭУ-3Б. К сожалению, практического применения для ЗИЛ-4904 так и не нашли, машины были списаны, но выработанные технологии пригодились «зиловским» инженерам при проектировании шнекоходов будущих поколений.
ГАЗ-47АМА
В 1964 году в СКВ ЗИЛ «прокачали» гусеничный транспортёр ГАЗ-47. В машине поменялась только ходовая система – но поменялась кардинально. Вместо гусениц вездеход оснастили катково-гусеничным движителем. На цепях закреплены вращающиеся катки, которые перекатываются по опорам, закреплённым на корпусе вездехода. Когда ГАЗ-47АМА ехал по твёрдой поверхности, катки вращались, и вездеход двигался в два раза быстрее скорости вращения гусеницы. На грунтовой поверхности катки цеплялись за землю и увеличивали сцепление с дорогой. Испытания показали, что катково-гусеничный движитель не превосходит гусеницы по части проходимости, по степени вредного воздействия на ровную дорогу движитель опять же проигрывал. По этим причинам проект был закрыт, хотя идея катков не была оставлена. Позднее советские инженеры применяли пневматические катки большого диаметра на других экспериментальных автомобилях.
источник
Расскажем о самых необычных вездеходах СССР.
ЗИЛ-132С
Когда в США появился принципиально новый вездеход на пневмокатках – гибрид гусеничного и колёсного вездехода, в Советском Союзе хорошо призадумались о собственной революционной разработке. Так в 1964 году появился ЗИЛ-132С. Автомобиль был построен на базе узлов и агрегатов ЗИЛ-157, был полноприводным, но не имел подвески, а его передние колёса не умели поворачивать.
Колодочные тормоза с передним приводом устанавливались только на передний мост. За поворот автомобиля отвечала задняя тележка. Но поворачивались не колёса, а задний мост целиком, с помощью гидроусилителя. От раздаточный коробки к переднему мосту крутящий момент передавался через обычный карданный вал, а к заднему – через карданный вал и угловую передачу. На вездеходе были установлены внушительного размера колёса – пневмокатки с габаритами 1000X1000X250, которые воспринимали нагрузку до 2000 килограммов. Впрочем, на испытаниях инженеры выяснили, что особых преимуществ у таких колёс перед обычными нету, а управляемый задний мост превращал вождение вездехода в настоящий кошмар. Так что, несмотря на уникальность задумки, у ЗИЛ-132С не было ни единого шанса на серийное производство.
ЗИЛ-4904
Шнекороторные снегоходы обладают самой высокой проходимостью на бездорожье, но совершенно не пригодны для езды по твёрдой поверхности. Такие машины состоят на вооружении спасательных служб, которые вынуждены выполнять задачи в самой непроходимой местности. ЗИЛ-4904 был построен в 1972 году, и на сегодняшний день это самый большой шнекороторный снегоход во всём мире. Его полезная нагрузка составляет 2,5 тонны. Для снижения веса корпус был изготовлен из стеклопластика, но днище для прочности сделали металлическим. Два шнека из лёгкого и прочного сплава АМг-61 , они имеют форму цилиндра с навитым спиральным ребром. Каждый из шнеков приводится в движение отдельным двигателем от грузовика «Урал» с рабочим объёмом семь литров и мощностью 180 лошадиных сил. Правда, высокие скорости шнекоход развивать не мог – на воде максимальная скорость составляла 10,1 км/ч, на болоте – 7,3 км/ч и на снегу – 10,5 км/ч. Существовало две модификации ЗИЛ-4904 – ПЭУ-3А с дополнительным пассажирским отсеком на восемь мест и грузовая ПЭУ-3Б. К сожалению, практического применения для ЗИЛ-4904 так и не нашли, машины были списаны, но выработанные технологии пригодились «зиловским» инженерам при проектировании шнекоходов будущих поколений.
ГАЗ-47АМА
В 1964 году в СКВ ЗИЛ «прокачали» гусеничный транспортёр ГАЗ-47. В машине поменялась только ходовая система – но поменялась кардинально. Вместо гусениц вездеход оснастили катково-гусеничным движителем. На цепях закреплены вращающиеся катки, которые перекатываются по опорам, закреплённым на корпусе вездехода. Когда ГАЗ-47АМА ехал по твёрдой поверхности, катки вращались, и вездеход двигался в два раза быстрее скорости вращения гусеницы. На грунтовой поверхности катки цеплялись за землю и увеличивали сцепление с дорогой. Испытания показали, что катково-гусеничный движитель не превосходит гусеницы по части проходимости, по степени вредного воздействия на ровную дорогу движитель опять же проигрывал. По этим причинам проект был закрыт, хотя идея катков не была оставлена. Позднее советские инженеры применяли пневматические катки большого диаметра на других экспериментальных автомобилях.
источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий