суббота, 29 августа 2015 г.

Как победить ДТП. Новый план и почему он не сработает


Ему предшествовали несколько страшных аварий, совещание Владимира Путина с правительством на тему безопасности и выступление первого вице-премьера Игоря Шувалова. Отдельные части плана предусматривают реализацию уже в 2015 году, другие — до конца 2016 года.

— В России всё так плохо с безопасностью на дорогах?

Честно говоря, да. Как следует из статистики ГИБДД, с января по июль 2015 года в России произошло 96 626 ДТП, в которых погиб 11 881 человек и пострадало 122 126. И хотя количество погибших сократилось на 13,1%, а раненых — на 8,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года, это очень много. Для сравнения: за весь 2014 год в Германии в ДТП погибло 3 377 человек при 52,9 млн зарегистрированных автомобилей (в России порядка 48 млн).


По статистике подавляющее большинство аварий произошло из-за нарушений ПДД водителями — всего таких было зафиксировано 65 598 штук. При этом винить во всем пьяных не получится: за 2015 год таких набралось 6439 человек, плюс 2647 человек отказались от прохождения медосвидетельствования. А вот, скажем, от неудовлетворительного состояния дорог произошло 35 129 аварий.

— Какие предложения содержит правительственный план?

В нем 32 пункта, которые можно объединить в несколько основных групп. Прежде всего, правительство хочет в очередной раз ужесточить борьбу с пьянством за рулем. В своем выступлении первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил задерживать автомобили пьяных водителей по примеру Беларуси. Также планом предлагается отправлять таких водителей на лечение и/или реабилитацию в медицинские учреждения. Помимо этого, власти предлагают ввести в ПДД термин «опасное вождение», и придумать дифференцированное наказание за систематическое нарушение ПДД (плюс, сделать для злостных нарушителей ПДД новый повышающий коэффициент ОСАГО) и ужесточить надзор за профессиональными водителями.

— И что не так?

Некоторые положения плана весьма спорные, и наверняка ими еще придется заниматься Конституционному суду. Например, так называемый «залог за задержанное транспортное средство», который будет применяться в отношении нетрезвых водителей. Сейчас машины пьяных водителей помещают на штрафстоянку, но, протрезвев, автомобилист может забрать своего «железного коня». Согласно новым правилам, чтобы забрать машину, водителям придется вносить залог за автомобиль в размере 50 тысяч рублей, а также оплатить штрафстоянку и эвакуатор. Если водитель не сможет «выкупить» машину, её пустят с молотка на специальных торгах.




Нечто подобное уже действует в Республике Беларусь. Правда, у наших западных соседей применяется конфискация, а российские власти утверждают, что у нас её не будет. Как бы там ни было, предложенная мера вызывает у юристов массу вопросов. Например, машина может принадлежать одному человеку, а за рулём может находиться совсем другой. Что в этом случае будут делать с машиной? Помещать на штрафстоянку и требовать уплату залога? Но ведь это будет явная несправедливость.

Также несправедливым представляется другой пункт — запрет на получение тех или иных государственных или муниципальных услуг лицам, имеющим задолженности по штрафам ГИБДД. Скажем, пришли вы получить загранпаспорт, а вам говорят — сначала оплатите штрафы ГИБДД. Абсолютно неясно, как это связано с безопасностью на дорогах, не говоря уже о том, что, по Конституции РФ, перед законом все равны, и подобное «поражение в правах» вполне можно сопоставить с тем, что бывает у осужденных по уголовным статьям.

Есть в плане и другие странные пункты. Например, «вовлечение детей и молодежи в работу по обеспечению дорожного движения» и «поддержка деятельности отрядов Юных инспекторов дорожного движения». И хотя никто не спорит, что ПДД надо изучать с юных лет, остается абсолютно неясным, как «юные инспекторы» смогут повлиять на взрослых водителей.

— Может, план и строгий, но зато хоть аварий меньше будет!

Сложно сказать. Взять, к примеру, такую меру, как конфискация автомобиля у нетрезвых водителей. Как мы уже говорили, подобная норма с октября 2013 года действует в Республике Беларусь и применяется к водителю, которого второй раз за год поймали в нетрезвом виде.

Оказалось, что с 2013 года количество водителей, севших за руль в нетрезвом виде, изменилось незначительно. Так, в 2013 году ГАИ РБ поймало 36,6 тыс. нетрезвых водителей, в 2014 г — 31 тыс. водителей, за первое полугодие 2015 года — 12,7 тысяч водителей. Это означает, что профилактический эффект даже от такой суровой меры как конфискация автомобиля очень слабый — тех, кто действительно любит ездить подшофе, не останавливают никакие запреты. Хотя, с другой стороны, стоит все же отметить — количество «пьяных» аварий в Беларуси снижается. Например, за весь 2013 год там произошло 539 таких ДТП, в 2014 — 504, за первое полугодие 2015 года — 171.




«[В предложенном плане] говорится о залоге, без выплаты которого автомобиль не отдадут. Собственно говоря, удерживаться автомобиль будет точно так же, как это сейчас делает Московский паркинг: без выплаты машину не забрать. Их схема теперь будет постепенно распространяться на всю страну. Как это будет происходить: едете вы по дороге, вас останавливает инспектор и говорит, что на машине вы ездить не будете, пока не уплатите залог. А его, в отличие от штрафа, обжаловать нельзя. Сама процедура, когда вопрос решается не в суде, а инспектором, вызывает сомнения и дает повод лишний раз вспомнить о коррупции. Эта схема не имеет ничего общего с законом, но ее оправдывают целесообразностью. И судя по тому, что это предложение Шувалова, законопроект в Госдуме поддержат. Это произойдет с вероятностью 99%. Поэтому эвакуационная схема будет и дальше расширяться», — считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

А ведь еще по новому плану сотрудникам ГИБДД могут предоставить право самостоятельно, без отправки на медосвидетельствование, проводить проверку водителей на опьянение и выносить решение об их нетрезвости! Пока это лишь предложение, но юристы уже бьют тревогу, ведь от этого нововведения так и пахнет «коррупционной составляющей».

Зато документ ничего не говорит об ужесточении ответственности ГИБДД за количество ДТП, происходящих на тех или иных участках. Почти ничего не сказано и об ответственности дорожных служб за состояние трасс. Написано лишь, что необходимо формировать перечни аварийно-опасных участков дорог и обеспечить ежегодное утверждение их и первоочередных мер, направленных на устранение причин ДТП. Но ни об ответственности строителей, ни о совершенствовании Госстандартов ни слова. Да и денег на безопасность выделяется все меньше — весной 2015 года было объявлено о сокращении расходов на федеральную целевую программу повышения безопасности дорожного движения на 2013–2020 гг.

— Неужели в новом плане всё плохо?

Нет, не все. Есть и хорошие инициативы. Например, ускорить оказание помощи пострадавшим при ДТП. Для этого предполагается, в том числе создать специальные посадочные площадки для вертолетов и активно использовать их для экстренной эвакуации пострадавших (об этом, правда, говорят уже много лет подряд). Еще власти задумались о взаимодействии различных оперативных служб при ликвидации последствий ДТП. Также предлагается, наконец-то, создать единые критерии при подсчете показателей смертности в ДТП.




Борьбу с «опасным вождением» тоже можно записать в плюс, как и полноценную систему фото- и видеофиксации нарушений на железнодорожных переездах. Еще один хороший момент — установка критериев прохождения профотбора для водителей-профессионалов. Могут появиться и жесткие правила обгона школьных автобусов. Все подобные меры активно применяются в странах с высоким уровнем дорожной безопасности и развитой автомобильной культурой.

— Что же надо улучшить в плане?

Прежде всего, перестать винить во всех ДТП водителей — об этом свидетельствует опыт стран, прошедших путь по повышению безопасности.

В качестве примера можно привести шведскую программу Vision Zero, принятую в 1997 году. Ее базовым принципом стала «нулевая терпимость» к ДТП со смертельным исходом. Основной подход заключается в том, чтобы в решении проблем аварийности участвовали те, кто строит и обслуживает дороги, а также производители автомобилей. Главное, что пропагандирует программа: водители — обычные люди. И они могут ошибаться. Однако правильная организация дорожного движения должна сделать так, чтобы ошибки людей не приводили к смертельным исходам.

Как этого добивались шведы? С одной стороны, введением скоростных ограничений. Скажем, скорость 100 км/ч разрешена только в тех местах, где исключено фронтальное или боковое столкновение, в населенных пунктах действует ограничение 50 км/ч, а в зоне жилой застройки — 30 км/ч. Однако лишь к одним запретам все не сводится. Шведы поняли, что водители едут с той скоростью, которую позволяет им инфраструктура. Поэтому был предпринят целый ряд мер по успокоению трафика и снижению тяжести последствий ДТП.




Скажем, встречные потоки были максимально разделены отбойниками и другими физическими преградами, вместо стандартных перекрестков за городом стали применять круговое движение, на въезде в населенные пункты появился ряд искусственных поворотов, а в жилых зонах — лежачие полицейские и так называемые «шиканы». Словом, сделано все, чтобы водителю не хотелось ехать быстро, а его ошибки не приводили к фатальным последствиям.

В итоге если в 1997 году в Швеции на дорогах произошло 541 ДТП со смертельным исходом, то в 2011 году — лишь 314. И по состоянию на начало-середину 2010-х Швеция имела один из самых низких показателей смертности в ДТП (3 из 100 тысяч). Для сравнения, в странах Евросоюза показатель составляет около 5, и более 11 в США.

А еще в странах с высокой дорожной безопасностью все автомобили оснащаются системами ABS и ESP, а на дорогах царит полное равенство — нет никаких «блатных» номеров, «корочек» и прочего привилегированного статуса. О подобных целях (например, оставить спецсигналы только на автомобилях спецслужб) в плане правительства также ни слова.

Кстати, «Авто Mail.Ru» уже сейчас готов предложить пять простых решений, которые сделают дороги существенно безопаснее.

— Так что же будет?

Самый негативный вариант — план будут реализовывать в существующем виде, после чего должностные лица отчитаются об улучшении показателей, а аварийность так и будет снижаться крайне медленно. Но есть и другой вариант — мы можем улучшить дорожную безопасность своими силами. Для этого, прежде всего, каждому из нас нужно взять ответственность в свои руки и перестать нарушать ПДД, как бы этого ни хотелось. А еще — начать задавать вопросы о предлагаемых мерах ответственным лицам. Ведь изменить данную ситуацию можем только мы с вами.


источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий