пятница, 13 марта 2015 г.

Аэродромные монстры: зачем грузовику реактивный мотор

Карьерный самосвал с огромной пушкой выглядит не по-детски внушительно.
Но грозная пушка предназначена не для выжигания городов и не для уничтожения вражеских батальонов. Машина на базе БелАЗ-540 называется просто – «Универсальная вентиляторная установка» и рекомендуется для применения в самых разных отраслях народного хозяйства. В частности, установку используют для проветривания карьеров и полигонов, быстрой очистки дорог и взлётных полос, обогрева и сушки хозяйственных объектов, создания газовых и паровых завес, тушения пожаров на нефтяных скважинах, искусственного изменения рельефа и прочих важных задач. Авиационный двигатель РД-3М-500 установлен на шасси справа от кабины водителя, вместе с топливным баком и решетчатым эжектором. Пластины решётки с помощью гидропривода изменяют направление воздушной струи. Угол отклонения потока составляет 45 градусов, поворачивать поток при этом можно на все 360. При вращении ротора с частотой 4200 оборотов в минуту поток набирает температуру до 320 градусов по Цельсию и развивает скорость до 360 м/с. Машина обладает высокой степенью автоматизации и контроля, так что водитель-оператор может не обладать специальными навыками. Высокая эффективность УВУ с головой окупается колоссально-высоким для наземной техники расходом топлива – до 200 кг/с. Поэтому неосторожное и неуместное использование машины грозит её хозяину крупными  издержками.
Другой схожий по конструктивному замыслу агрегат, «Тепловая газоструйная установка», имеет более узкое предназначение. С помощью ТГУ в аэропортах удаляют лёд, иней или снег прямо с обшивки самолёта. Авиационный турбореактивный двигатель ТРД ВК-1А установлен на специальную платформу, которая может подниматься на высоту до шести метров. В качестве шасси использован автомобиль ЗИЛ-130Г. От стандартного грузового ЗИЛа его отличает кабина с высокой звукоизоляцией и усовершенствованной системой обогрева, а также дополнительный пульт управления обдувающей установкой (основной пульт находится в кабине оператора самой установки). Чтобы самолёты не обледеневали сразу после очистки, пушка оборудована системой распыла жидкости специального состава. Эта жидкость содержится в газовоздушном потоке и дополнительно распыляется благодаря автономному электронасосу. Причина неширокой популярности ТГУ всё та же  – высокий уровень расхода топлива. В номинальном режиме «Тепловая газоструйная установка» может «съесть» до 25 тонн керосина в час.
«Аэродромная газоструйная установка» предназначена для быстрой очистки взлётно-посадочных полос от снега и гололёда. Авиационный двигатель РД-3М-500  размещается на шасси грузовика МАЗ-537. Пушка АГУ разделена надвое, так называемые газовводы расположены спереди снизу, по обе стороны автомобили. Выходные насадки эжекторов, помещённые именно таким образом, позволяют наиболее эффективно использовать кинематическую дальнобойность струй и снизить необходимую температуру потока. Направление потока задаёт водитель, гидроприводом изменяя положение эжектора. В дополнение к этому АГУ оборудуется средствами защиты обслуживающего персонала и автоматической системой пожаротушения, аналогичные системы используются на некоторых самолётах. Расход топлива достигает 174 кг в секунду, поэтому даже в холодных регионах используют АГУ только в самых крайних случаях.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий