Карьерный самосвал с огромной пушкой
выглядит не по-детски внушительно.
Но грозная пушка предназначена не для
выжигания городов и не для уничтожения вражеских батальонов. Машина на
базе БелАЗ-540 называется просто – «Универсальная вентиляторная
установка» и рекомендуется для применения в самых разных отраслях
народного хозяйства. В частности, установку используют для проветривания
карьеров и полигонов, быстрой очистки дорог и взлётных полос, обогрева и
сушки хозяйственных объектов, создания газовых и паровых завес, тушения
пожаров на нефтяных скважинах, искусственного изменения рельефа и
прочих важных задач. Авиационный двигатель РД-3М-500 установлен на шасси
справа от кабины водителя, вместе с топливным баком и решетчатым
эжектором. Пластины решётки с помощью гидропривода изменяют направление
воздушной струи. Угол отклонения потока составляет 45 градусов,
поворачивать поток при этом можно на все 360. При вращении ротора с
частотой 4200 оборотов в минуту поток набирает температуру до 320
градусов по Цельсию и развивает скорость до 360 м/с. Машина обладает
высокой степенью автоматизации и контроля, так что водитель-оператор
может не обладать специальными навыками. Высокая эффективность УВУ с
головой окупается колоссально-высоким для наземной техники расходом
топлива – до 200 кг/с. Поэтому неосторожное и неуместное использование
машины грозит её хозяину крупными издержками.
Другой схожий по конструктивному замыслу
агрегат, «Тепловая газоструйная установка», имеет более узкое
предназначение. С помощью ТГУ в аэропортах удаляют лёд, иней или снег
прямо с обшивки самолёта. Авиационный турбореактивный двигатель ТРД
ВК-1А установлен на специальную платформу, которая может подниматься на
высоту до шести метров. В качестве шасси использован автомобиль
ЗИЛ-130Г. От стандартного грузового ЗИЛа его отличает кабина с высокой
звукоизоляцией и усовершенствованной системой обогрева, а также
дополнительный пульт управления обдувающей установкой (основной пульт
находится в кабине оператора самой установки). Чтобы самолёты не
обледеневали сразу после очистки, пушка оборудована системой распыла
жидкости специального состава. Эта жидкость содержится в газовоздушном
потоке и дополнительно распыляется благодаря автономному электронасосу.
Причина неширокой популярности ТГУ всё та же – высокий уровень расхода
топлива. В номинальном режиме «Тепловая газоструйная установка» может
«съесть» до 25 тонн керосина в час.
«Аэродромная газоструйная установка»
предназначена для быстрой очистки взлётно-посадочных полос от снега и
гололёда. Авиационный двигатель РД-3М-500 размещается на шасси
грузовика МАЗ-537. Пушка АГУ разделена надвое, так называемые газовводы
расположены спереди снизу, по обе стороны автомобили. Выходные насадки
эжекторов, помещённые именно таким образом, позволяют наиболее
эффективно использовать кинематическую дальнобойность струй и снизить
необходимую температуру потока. Направление потока задаёт водитель,
гидроприводом изменяя положение эжектора. В дополнение к этому АГУ
оборудуется средствами защиты обслуживающего персонала и автоматической
системой пожаротушения, аналогичные системы используются на некоторых
самолётах. Расход топлива достигает 174 кг в секунду, поэтому даже в
холодных регионах используют АГУ только в самых крайних случаях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий