Если называть вещи своими именами, то Т-34 (наравне с «Калашниковым») — самый мощный и узнаваемый отечественный бренд. Легендарный танк, основа стального кулака Страны Советов. Когда «тридцатьчетвёрка» появилась — это был прорыв, всю остальную боевую бронетехнику мигом стали считать устаревшей. В том числе и бронированные автомобили. А с учётом того, что почти все они были брошены или погибли в окружениях и кровавых боях 1941 года, постепенно эта страница истории практически ушла в тень.
К 22 июня 1941 года в Красной Армии было больше пушечных бронеавтомобилей, чем в любой другой армии мира. Многие машины стали вражескими трофеями и в некоторых странах (например, Испании и Финляндии) несли службу до середины 50-х годов. Вот почему на кадрах фотохроники часто мелькают советские броневики с иностранными опознавательными знаками
О броневиках потом вспоминали в лучшем случае как о вспомогательном средстве — разведки и связи. Якобы вся их слава осталась далеко в прошлом, когда на поле боя главной ударной силой была конница. Огромное заблуждение. Даже к началу Второй мировой некоторые бронеавтомобили могли на равных бороться с любым танком мира, что доказали, например, сражения гражданской войны в Испании, на реке Халхин-Гол и озере Хасан. Это были настоящие монстры на колёсах. А делали их в нашей стране!
К 22 июня 1941 года в Красной Армии было больше пушечных бронеавтомобилей, чем в любой другой армии мира. Многие машины стали вражескими трофеями и в некоторых странах (например, Испании и Финляндии) несли службу до середины 50-х годов. Вот почему на кадрах фотохроники часто мелькают советские броневики с иностранными опознавательными знаками
О броневиках потом вспоминали в лучшем случае как о вспомогательном средстве — разведки и связи. Якобы вся их слава осталась далеко в прошлом, когда на поле боя главной ударной силой была конница. Огромное заблуждение. Даже к началу Второй мировой некоторые бронеавтомобили могли на равных бороться с любым танком мира, что доказали, например, сражения гражданской войны в Испании, на реке Халхин-Гол и озере Хасан. Это были настоящие монстры на колёсах. А делали их в нашей стране!
БА-И (1932 год)
Итак, на календаре — конец 1932 года. Молодой Советский Союз начинает приготовления к решающей схватке с проклятым европейским капитализмом. Армию собрать удалось — народу в стране после революционных экспериментов всё равно осталось много. А вот с техникой вышла промашка. Уже тогда наши полководцы поняли — без «огня и манёвра» воевать не получится, но где взять боевые машины? Промышленный потенциал Российской империи уничтожен бесповоротно, свои «пролетарские» комбинаты ещё толком не отстроили, танковые войска в зачаточном состоянии, а вражескую оборону рвать чем-то надо...
В боевом режиме экипаж БА-И (3 человека) мог проехать от силы 5-6 км. Раскалённый воздух и выхлопные газы из моторного отсека проникали в кабину, обжигали руки водителю и поднимали температуру внутри до 60 градусов. Машина превращалась в душегубку — люди просто теряли сознание от духоты
В таких условиях на Ижорском заводе нашли простое и эффективное решение. На слегка усиленное шасси обычного трёхосного грузовика «Форд — Тимкен» (СССР тогда закупил в Америке комплектующие для сборки 1000 таких машин) поставили оригинальный бронированный корпус с вращающейся башней от танка МС-1. Получилась довольно удачная быстроходная боевая машина с 37-мм пушкой и парой пулемётов. На тот момент этого было достаточно.
Итак, на календаре — конец 1932 года. Молодой Советский Союз начинает приготовления к решающей схватке с проклятым европейским капитализмом. Армию собрать удалось — народу в стране после революционных экспериментов всё равно осталось много. А вот с техникой вышла промашка. Уже тогда наши полководцы поняли — без «огня и манёвра» воевать не получится, но где взять боевые машины? Промышленный потенциал Российской империи уничтожен бесповоротно, свои «пролетарские» комбинаты ещё толком не отстроили, танковые войска в зачаточном состоянии, а вражескую оборону рвать чем-то надо...
В боевом режиме экипаж БА-И (3 человека) мог проехать от силы 5-6 км. Раскалённый воздух и выхлопные газы из моторного отсека проникали в кабину, обжигали руки водителю и поднимали температуру внутри до 60 градусов. Машина превращалась в душегубку — люди просто теряли сознание от духоты
В таких условиях на Ижорском заводе нашли простое и эффективное решение. На слегка усиленное шасси обычного трёхосного грузовика «Форд — Тимкен» (СССР тогда закупил в Америке комплектующие для сборки 1000 таких машин) поставили оригинальный бронированный корпус с вращающейся башней от танка МС-1. Получилась довольно удачная быстроходная боевая машина с 37-мм пушкой и парой пулемётов. На тот момент этого было достаточно.
БА-3 (1934 год)
Забавно, но факт. Придуманный на скорую руку БА-И вдруг обставил большинство соперников по другую сторону баррикад! Немцы тогда боевые машины только начинали разрабатывать, а во всей Европе достойные танки имели разве что Англия, Италия и Франция.
Советские средние бронеавтомобили могли брать подъёмы крутизной свыше 20 градусов, стенки высотой 0,3 м и полуметровые рвы, чему способствовали «запаски» по обоим бортам — эти колёса сводобно вращались на осях и не давали машине сесть на брюхо
Чтобы добиться с ними паритета, на Ижорском заводе решили модернизировать свой броневик. Обновлённый бронеавтомобиль получил обозначение БА-3 и башню от лёгкого танка Т-26 с могучей (по тем временам) 45-мм пушкой. На расстоянии до полукилометра её бронебойные снаряды проходили сквозь любую вражескую технику, как иголка сквозь ткань.
Кроме того, советские инженеры со временем при модернизации БА-3 устранили, пожалуй, самый главный недостаток бронеавтомобиля — пневматические шины. Точнее, заменили обычные покрышки на пулестойкие ГК, наполненные вспененной резиной. Сколько бы враг не дырявил такие колёса, машина всё равно сохраняла ход.
Забавно, но факт. Придуманный на скорую руку БА-И вдруг обставил большинство соперников по другую сторону баррикад! Немцы тогда боевые машины только начинали разрабатывать, а во всей Европе достойные танки имели разве что Англия, Италия и Франция.
Советские средние бронеавтомобили могли брать подъёмы крутизной свыше 20 градусов, стенки высотой 0,3 м и полуметровые рвы, чему способствовали «запаски» по обоим бортам — эти колёса сводобно вращались на осях и не давали машине сесть на брюхо
Чтобы добиться с ними паритета, на Ижорском заводе решили модернизировать свой броневик. Обновлённый бронеавтомобиль получил обозначение БА-3 и башню от лёгкого танка Т-26 с могучей (по тем временам) 45-мм пушкой. На расстоянии до полукилометра её бронебойные снаряды проходили сквозь любую вражескую технику, как иголка сквозь ткань.
Кроме того, советские инженеры со временем при модернизации БА-3 устранили, пожалуй, самый главный недостаток бронеавтомобиля — пневматические шины. Точнее, заменили обычные покрышки на пулестойкие ГК, наполненные вспененной резиной. Сколько бы враг не дырявил такие колёса, машина всё равно сохраняла ход.
БА-6 (1936 год)
К середине 30-х годов компоновка советских пушечных бронеавтомобилей принципиально не изменилась. В этом просто не было необходимости. Ведь уже на самой первой серийной модели БА-И применили полностью сварной броневой корпус — передовое решение по тем временам. Правда, толщина листов составляла всего 8 мм. Этого хватало, чтобы надёжно прикрыть экипаж от пуль и осколков, но снарядам противостоять такая броня, разумеется, не могла. Впрочем, в быстроходный бронеавтомобиль врагу ещё надо было попасть...
Под потолком кабины висел дополнительный бак — бензин из него шёл в карбюратор самотёком. Если пуля пробивала корпус в этом месте, на водителя и стрелка обрушивался душ из горящего топлива. Люди сгорали заживо. Кстати, обратите внимание на первое фото - помимо прочего, для бронеавтомобилей выпускались специальные комплекты для перевода машин на железнодорожный ход
А вот с шасси обнаружились проблемы — запасы деталей для «Форд-Тимкен» постепенно истощались, и потому бронеавтомобили стали переводить на отечественный аналог — ГАЗ-ААА. Выпуск этого грузовика как раз наладили в Горьком. Так на свет появился БА-6. Причём по боевым характеристикам он даже превзошёл своих предшественников, поскольку полностью советское шасси позволило сократить массу бронемашины почти на тонну без ущерба для надёжности и прочих качеств.
К середине 30-х годов компоновка советских пушечных бронеавтомобилей принципиально не изменилась. В этом просто не было необходимости. Ведь уже на самой первой серийной модели БА-И применили полностью сварной броневой корпус — передовое решение по тем временам. Правда, толщина листов составляла всего 8 мм. Этого хватало, чтобы надёжно прикрыть экипаж от пуль и осколков, но снарядам противостоять такая броня, разумеется, не могла. Впрочем, в быстроходный бронеавтомобиль врагу ещё надо было попасть...
Под потолком кабины висел дополнительный бак — бензин из него шёл в карбюратор самотёком. Если пуля пробивала корпус в этом месте, на водителя и стрелка обрушивался душ из горящего топлива. Люди сгорали заживо. Кстати, обратите внимание на первое фото - помимо прочего, для бронеавтомобилей выпускались специальные комплекты для перевода машин на железнодорожный ход
А вот с шасси обнаружились проблемы — запасы деталей для «Форд-Тимкен» постепенно истощались, и потому бронеавтомобили стали переводить на отечественный аналог — ГАЗ-ААА. Выпуск этого грузовика как раз наладили в Горьком. Так на свет появился БА-6. Причём по боевым характеристикам он даже превзошёл своих предшественников, поскольку полностью советское шасси позволило сократить массу бронемашины почти на тонну без ущерба для надёжности и прочих качеств.
БА-10 (1938 год)
К 1938 году концепция советского пушечного автомобиля достигла апогея своего развития. БА-10 стал лучшей и самой массовой машиной своего класса — её тираж составил около 3,4 тысячи штук. При умелом управлении эта бронированная колёсная армада могла стать грозной силой как в нападении, так и в маневренной обороне. Тем более, что в оснащение многих броневиков этой модели входила радиостанция для связи с другими экипажами и командованием.
Проходимость заднеприводных броневиков пытались повысить за счёт съёмных гусеничных цепей «Оверолл». Каждая из них весила около 70 кг и монтировалась экипажем за 5-8 минут
От предшественников БА-10 также отличался усиленной подвеской с амортизаторами на передней оси, конической башней и повышенной защищённостью — толщина брони в критичных местах достигла 10 мм. В общем, обычным лёгким танком экипаж советской боевой машины было сложно напугать — они сражались на равных. А с учётом того, что гусеничные машины того времени ползали, словно черепахи, постоянно ломались и с огромным аппетитом потребляли горючее, на стороне БА-10, способного разогнаться на шоссе быстрее 50 км/ч и бывшего довольно простым и надёжным, было даже определённое преимущество.
К 1938 году концепция советского пушечного автомобиля достигла апогея своего развития. БА-10 стал лучшей и самой массовой машиной своего класса — её тираж составил около 3,4 тысячи штук. При умелом управлении эта бронированная колёсная армада могла стать грозной силой как в нападении, так и в маневренной обороне. Тем более, что в оснащение многих броневиков этой модели входила радиостанция для связи с другими экипажами и командованием.
Проходимость заднеприводных броневиков пытались повысить за счёт съёмных гусеничных цепей «Оверолл». Каждая из них весила около 70 кг и монтировалась экипажем за 5-8 минут
От предшественников БА-10 также отличался усиленной подвеской с амортизаторами на передней оси, конической башней и повышенной защищённостью — толщина брони в критичных местах достигла 10 мм. В общем, обычным лёгким танком экипаж советской боевой машины было сложно напугать — они сражались на равных. А с учётом того, что гусеничные машины того времени ползали, словно черепахи, постоянно ломались и с огромным аппетитом потребляли горючее, на стороне БА-10, способного разогнаться на шоссе быстрее 50 км/ч и бывшего довольно простым и надёжным, было даже определённое преимущество.
БА-11 (1939 год)
И всё же к началу Второй мировой войны в СССР смогли построить ещё более грозную колёсную бронемашину. Этот восьмитонный исполин назывался БА-11. Пушка осталась прежней — 45-мм, зато толщина брони доходила до 13 мм, а обводы корпуса стали более рациональными. Благодаря наклонному расположению листов, он, в случае удачи, мог выдержать попадание даже снаряда малого калибра, который просто рикошетил от стенок.
На базе БА-11 планировали создать первый в мире дизельный бронеавтомобиль. Машина вышла на испытания, но завершить доводку не успели – помешала блокада Ленинграда
Поскольку нагрузка на шасси выросла, его пришлось заменить. Выбор пал на укороченный вариант от трёхосного грузовика ЗИС-6. Причём на этот раз его серьёзно доработали — установили задний пост управления, силовой агрегат опустили вниз, а шестицилиндровый мотор форсировали почти до 100 л.с. («четвёрки» на прежних броневиках развивали всего лишь 40-50 сил). Зажигание для пущей надёжности было дублированным, электрооборудование — экранированным. Благодаря особой коробке передач, задним ходом машина могла идти почти с той же скоростью, что и вперёд. Иными словами, это был уже не просто вооружённый и защищённый грузовик, а скорее колёсный танк, который на шоссе мчал быстрее 60 км/ч.
Но, став быстрее на хорошей дороге, тяжёлый автомобиль оказался беспомощным на бездорожье. Удельное давление на грунт было так велико (почти в 7 раз выше, чем у, к примеру, танка Т-34), что даже съёмные гусеничные цепи «Оверолл», которые входили в комплект почти всех советских трёхосных броневиков для тележки ведущих колёс, не могли полностью решить проблему. Требовалось полноприводное шасси, а его не было... Да и с защищённостью вскоре возникли проблемы — к середине войны немецкие танки стали намного совершеннее. БА-11 построили в количестве всего лишь 18 штук. И в итоге о пушечных броневиках в СССР забыли, сделав выбор в пользу лёгких танков на автомобильных агрегатах. Но 10 лет развития средних и тяжёлых бронемашин навсегда останутся тем временем, когда автомобилям не было равных как на дороге, так и на поле боя. Поэтому вспомним об этих забытых железных героях и людях, которые ими управляли, хотя бы сегодня, 31 августа. Ведь «завтра была война» — началась Вторая мировая...
источник
И всё же к началу Второй мировой войны в СССР смогли построить ещё более грозную колёсную бронемашину. Этот восьмитонный исполин назывался БА-11. Пушка осталась прежней — 45-мм, зато толщина брони доходила до 13 мм, а обводы корпуса стали более рациональными. Благодаря наклонному расположению листов, он, в случае удачи, мог выдержать попадание даже снаряда малого калибра, который просто рикошетил от стенок.
На базе БА-11 планировали создать первый в мире дизельный бронеавтомобиль. Машина вышла на испытания, но завершить доводку не успели – помешала блокада Ленинграда
Поскольку нагрузка на шасси выросла, его пришлось заменить. Выбор пал на укороченный вариант от трёхосного грузовика ЗИС-6. Причём на этот раз его серьёзно доработали — установили задний пост управления, силовой агрегат опустили вниз, а шестицилиндровый мотор форсировали почти до 100 л.с. («четвёрки» на прежних броневиках развивали всего лишь 40-50 сил). Зажигание для пущей надёжности было дублированным, электрооборудование — экранированным. Благодаря особой коробке передач, задним ходом машина могла идти почти с той же скоростью, что и вперёд. Иными словами, это был уже не просто вооружённый и защищённый грузовик, а скорее колёсный танк, который на шоссе мчал быстрее 60 км/ч.
Но, став быстрее на хорошей дороге, тяжёлый автомобиль оказался беспомощным на бездорожье. Удельное давление на грунт было так велико (почти в 7 раз выше, чем у, к примеру, танка Т-34), что даже съёмные гусеничные цепи «Оверолл», которые входили в комплект почти всех советских трёхосных броневиков для тележки ведущих колёс, не могли полностью решить проблему. Требовалось полноприводное шасси, а его не было... Да и с защищённостью вскоре возникли проблемы — к середине войны немецкие танки стали намного совершеннее. БА-11 построили в количестве всего лишь 18 штук. И в итоге о пушечных броневиках в СССР забыли, сделав выбор в пользу лёгких танков на автомобильных агрегатах. Но 10 лет развития средних и тяжёлых бронемашин навсегда останутся тем временем, когда автомобилям не было равных как на дороге, так и на поле боя. Поэтому вспомним об этих забытых железных героях и людях, которые ими управляли, хотя бы сегодня, 31 августа. Ведь «завтра была война» — началась Вторая мировая...
источник
Комментариев нет:
Отправить комментарий