суббота, 17 января 2015 г.

Родословная армейского джипа

Родословная армейского джипа
Ошибочно считается, что отечественные военные внедорожники, называемые в простонародье любовно «козликами», или чуть грубее «козлами», ведут свою родословную от американских «Виллисов», которые большими партиями поставляли в нашу страну по ленд-лизу во время Великой Отечественной войны. Но это не совсем так. Вернее, совсем не так.
Советский военный полноприводный легковой автомобиль ГАЗ-67. 
Фото: Виктория Тушина / ТАСС

Создать за 51 день

На самом деле первый советский джип начал разрабатываться незадолго до войны, в январе сорок первого, усилиями инженеров Горьковского автозавода и знаменитого Научного автотракторного института (НАТИ). Согласно легенде создать внедорожник для Красной армии задумал начальник Главного автобронетанкового управления РККА генерал-майор Иван Тягунов, вдохновившись статьей в профильном журнале о новейшем американском автомобиле Bantam BRC-40. Хотя необходимость создания легкого вездехода для перевозки среднего командного состава, ведения разведки и транспортировки легких артсистем военное руководство страны осознавало еще во время Зимней войны и боев на Халхин-Голе.

Разработка советской машины велась в рекордно сжатые сроки, за 51 сутки, при чрезвычайно строгих требованиях техзадания: внедорожник должен был получить зауженную до 1250 миллиметров колею, иметь грузоподъемность 400 килограммов и срок службы – до пяти тысяч километров пробега.



Советский военный полноприводный автомобиль с упрощённым открытым кузовом ГАЗ-64. Фото: Виктор Дорохов / ТАСС

По итогам государственных испытаний предпочтение отдали более простому по конструкции горьковскому джипу. Машина, спроектированная столичным НАТИ обладала более плавным ходом – это играло серьезную роль при стрельбе во время движения, но была заметно сложнее технологически. В результате в серию пошел автомобиль под маркой ГАЗ-64. В войсках его за резвость и норовистость сразу же окрестили «козликом». Это название закрепилось за советскими джипами как родовое и сохранилось до наших дней.

Эволюция ГАЗа

ГАЗ-64 был унифицирован с другими моделями горьковского завода: от знаменитой «полуторки» ГАЗ-ММ у него был двигатель и коробка передач, у ГАЗ-61 «козлик» взял ряд конструктивных элементов. В августе 1941 года, уже в условиях войны, выпустили первую партию армейских ГАЗов. Во время Великой Отечественной на базе их шасси создали и первый (к тому же единственный, принятый на вооружение РККА) легкий пулеметный бронеавтомобиль БА-64: до 1946-го собрали 9110 таких машин.

В ходе войсковой эксплуатации ГАЗ-64 были выявлены некоторые недостатки – прежде всего зауженность колеи, и в 1943 году автомобиль был значительно переработан, после чего стал выходить под маркой ГАЗ-67. Новый джип получил усиленную раму и подвеску, широкую колею и небольшие изменения в кузове. В следующем, 1944 году ГАЗ-67 доработали еще раз – теперь машина пошла в серию как ГАЗ-67Б.

В общей сложности за годы войны было произведено 5250 экземпляров ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б. Они стали, наряду с американскими «Виллисами», основной командирской машиной Красной армии. Последние «газики» этого семейства сошли с конвейера летом 1953 года. Всего же промышленность дала почти 100 тысяч вездеходов ГАЗ-64, ГАЗ-67 и БА-64.

Следующим автомобилем славного семейства 4x4 стал ГАЗ-69. Серийное производство велось с 1953-го, а с 1956 года оно полностью перебралось в Ульяновск. За двадцать лет с конвейера сошло свыше 600 тысяч машин этой марки. ГАЗ-69 экспортировался в 56 стран мира в разных «климатических» версиях, а в Северной Корее он производится и поныне.



Советский легковой автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-69. Фото: Антон Тихонов / РИА Новости

В поисках преемника

С начала 1970-х наследником ГАЗ-69 в армии стал не менее легендарный УАЗ-469 (после модернизации 3151), основной командирский автомобиль Вооруженных сил СССР, всех стран Варшавского договора и десятков других армий по всему миру. Его производство было свернуто в 2003 году, а в начале 2010-х армейское руководство России сообщило, что больше закупать уазики не планирует и активно ищет им замену. До сих пор вопрос с армейскими «козликами» остается открытым, но, кажется, пришло время перевернуть страницу славной истории советских джипов XX века, начавшуюся на Горьковском автозаводе роковым летом 1941-го.


Легковой автомобиль повышенной проходимости УАЗ-469. Фото: Юрий Кравчук / РИА Новости

Комментариев нет:

Отправить комментарий