Первым массовым отечественным внедорожником, созданным не для армии, а
для простых людей, стала «Нива». Однако ее место вполне могла бы занять
схожая модель «Москвича», почти на два десятка лет опередившая
легендарный ВАЗ-2121.
История внедорожного «Москвича» началась
с призыва Хрущёва «создать автомобиль для колхозников». Директива
председателя партии была моментально услышана руководством советского
автопрома, и работа закипела. В 1957 году инженеры завода МЗМА (который
позднее переименуют в АЗЛК) занялись разработкой первых внедорожных
моделей «Москвич-415» и «Москвич-416», с брезентовой и жёсткой крышами.
Руководителем проектов выступал заместитель главного конструктора Игорь
Александрович Гладилин, один из самых ценных сотрудников завода за всю
его историю.
Основные узлы и агрегаты автомобиля были
унифицированы с 410-м «Москвичом». Предполагалось, что модель будет
использовать тогда ещё готовящийся к производству двигатель
«Москвича-407» мощностью 45 лошадиных сил. Рама и кузов были построены с
нуля. Автомобиль имел короткую базу (2030 мм) и высокий клиренс (220
мм), так что с геометрической проходимостью у внедорожного «Москвича»
было всё в порядке. Дизайн «Москвичей» 415 и 416 был выдержан в стиле
американского «Willys», как, впрочем и у большинства внедорожников того
времени – взять, хотя бы, Toyota Land Cruiser, Fiat Campagnola или Land
Rover. Из-за такого сходства возникали неловкие ситуации. Однажды на
тестовых заездах неподалёку одного из сёл УССР местные жители
забеспокоились из-за группы незнакомцев на необычных машинах и даже
сообщили «куда следует».
Первые испытания в Подмосковье начались в
1959 году. Доработанные «Москвичи» проехали 5000 километров по шоссе,
столько же по булыжнику, 2000 – по городу и 7000 - по полевым и лесным
дорогам. Таким образом конструкторы попытались воссоздать пропорции
наиболее вероятных условий эксплуатаций машины. Внедорожник, хоть и не
без мелких проблем, но всё же справился со всеми своими испытаниями.
«Москвич» чудесно выбирался из грязи, преодолевал брод глубиной до 600
мм, мог осилить 31-градусный подъём, на шоссе разгонялся до 106
километров в час и, в зависимости от условий расходовал от 10,4 до 19
литров топлива на 100 км пути. В особо тяжёлых условиях 45-сильный
двигатель работал с чрезмерной нагрузкой, а из-за неэффективных
амортизаторов, бывало ломались рессоры; рама с кузовом тоже нуждались в
усилении. Но в целом, 415-й и 416-й «Москвичи» справились и получили
хвалебные отзывы в советской прессе.
Доработка внедорожного «Москвича»
продолжалась полным ходом, но в 1960 году стало ясно, что для его
серийного производства необходимо расширять конвейер. Завод был
перегружен «четыреста седьмыми», которые тогда приносили немалый доход
за счёт поставок в другие страны. Несмотря на то, что руководство
фактически поставило крест на модели, конструкторы продолжали
совершенствовать модель. Хорошим толчком послужило появление 75-сильного
двигателя «Москвича-412». Полноприводный «Москвич» стал заметно быстрее
и мощнее, но теперь уже требовалась доработка трансмиссии. Проект
постепенно угасал и вскоре был официально закрыт. Хотя, во время
перестройки автомобиль чуть было не пережил второе рождение: наверху
вновь заинтересовались полноприводными машинами и на московский завод
приехала делегация высоких чинов из министерства. Они рассмотрели старые
образцы, остались довольны и даже подняли архивную документацию. В
газетах появились статьи о скором появлении новых серийных моделей. Но
довольно скоро ажиотаж поутих, и внедорожный «Москвич» ушёл на покой, на
этот раз - навсегда.
Комментариев нет:
Отправить комментарий