четверг, 2 апреля 2015 г.

Как правильно выбрать новые "дворники"

Зима, наконец-то, закончилась, и пора машину "переобувать" – зимние шины, особенно шипованные, на асфальте скользят, а так и до аварии недолго. Но, подготавливая автомобиль к лету, на щетки стеклоочистителя практически никто внимания не обращает. И не меняют их, пока не начнут уж очень откровенно размазывать грязь вместо очистки ветрового стекла. А вот зря.

На самом деле, стеклоочистители являются одним из важнейших компонентов безопасности – почти четверть всех ДТП происходит из-за ограниченной видимости. Оставила щетка даже узенькую грязную или мокрую полосу на стекле, и водитель, хоть на секунду, но неизбежно отвлекся – такова природа человеческого внимания.

В общем, щетки менять нужно. Лучше всего почаще, например, два раза в год, в начале каждого сезона. Разберемся в многообразии предложений на рынке.
Теория

Щетка состоит из трех компонентов:
резиновая лента, которая очищает стекло;
держатель, на котором эта лента закрепляется;
коннектор, с помощью которого вся конструкция крепится к рычагу стеклоочистителя.

Несмотря на кажущуюся простоту, все три компонента год от года совершенствуются инженерами.

Дело в том, что конструкция щетки при движении испытывает воздействие трех сил – прижатия, перемещения и скручивания. Причем две последние силы – знакопеременные. Проще говоря, представьте, что вы ломаете кусок проволоки, сгибая и разгибая ее и вдобавок одновременно скручивая и раскручивая. Так вот, щетка должна "выдержать" до 500 тысяч таких циклов…

Но при этом щетка должна обеспечивать равномерное давление по всей своей длине, хотя форма ветровых стекол на современных автомобилях достаточно сложная.

В дополнение ко всему щетка всегда работает в агрессивных условиях: дождь, снег, мороз, антигололедные химические препараты. Кроме того, скорости автомобилей постоянно растут, и щетка, чтобы не болтаться и не хлопать по стеклу, как уши спаниеля, должна обладать хорошими аэродинамическими свойствами.





Три варианта конструкции

Каркасные

Они выше по конструкции, чем остальные разновидности, а потому лучше сгребают слой снега со стекла. Есть еще одно достоинство у каркасных щеток – такая конструкция обеспечивает более равномерное прижатие резинового элемента к стеклу, особенно если оно сильно изогнуто. Впрочем, тут линейной зависимости нет. Дешевые каркасные щетки прижимают плохо, а для сильно изогнутых стекол вроде старых Саабов есть свои оригинальные щетки с сильно изогнутым коромыслом. Сформулируем так: каркасная конструкция предоставляет больше простора в конструировании форм для оптимально прижима.

Из явных недостатков каркасной конструкции: она ничем не защищена, а потому и недолговечна. Зимой сочленения коромысел часто обмерзают, и потому приходится их "обстукивать". После относительно недолгой эксплуатации у каркасных щеток в местах сочленения коромысел образуются люфты, которые меняют угол контакта резиновой ленты со стеклом. И щетка, вместо того, чтобы смахивать воду и грязь, начинает их размазывать.





Бескаркасные

Примерно 95% автомобилей, сходящих сегодня с конвейера, оборудуются бескаркасными щетками – равномерный прижим их к стеклу обеспечивается упругостью изогнутой стальной полосы, на которую крепится лента.

Их преимущество заключается в том, что они не имеют сочлененных деталей (кроме крепления щетки к поводку) и, соответственно, не "разбалтываются" при длительной эксплуатации.

Для городских условий (в которых эксплуатируется большинство легковых автомобилей) вполне хватает и бескаркасных щеток. Но есть особенность – сила прижима рычагов к стеклу для бескаркасных щеток необходима большая, чем для традиционных, каркасных. Кроме того, бескаркасные щетки хорошо работают лишь на малоизогнутых стеклах. Пружинная нержавеющая сталь, являющаяся основой их конструкции, не может обеспечить равномерность прижима резиновой ленты на всех участках ветровых стекол сложной формы.





Гибридные

"Промежуточный" вариант. Их каркасная конструкция "спрятана" в водонепроницаемый пластиковый чехол. В чехол засыпан специальный порошок (что-то вроде талька), который выступает в качестве сухой смазки, чтобы при колебании температуры не возникало заеданий в элементах сочленения. Кроме того, этот порошок адсорбирует влагу, защищая сочленения от коррозии.

Вдобавок чехол, закрывающий механизм щетки, делают аэродинамической формы, типа антикрыла-спойлера, устанавливаемого на спортивных автомобилях. И воздушный поток при высокой скорости автомобиля "придавливает" щетку к стеклу.

Кстати, именно гибридные щетки поставляются на линии сборки автомобилей премиум-класса.



Симметрия и асимметрия

На "дворниках" спойлеры служат той же самой цели, что и на автомобилях, то есть обеспечвают прижимную силу на высоких скоростях. Но нужно обратить внимание на такую особенность спойлеров – они бывают "симметричные" и "асимметричные".

Щетку с симметричным спойлером на поводок (то есть на тонкий рычаг, который и возит щетку по стеклу) можно ставить любой стороной, не выясняя, где у нее "перед", а где "зад". А у щетки с асимметричным спойлером есть верхняя и нижняя стороны, и переворачивать их при установке нельзя.

Проще говоря, та часть щетки, которая повыше – направление "к крыше", которая пониже – "к капоту". На щетках также есть специальные метки, так что достаточно просто быть внимательным…




Резина

Резиновая лента на щетках должна работать в очень жестких условиях: перепады температуры более 1 000, меняющаяся в широком диапазоне влажность, абразивное действие песка и пыли, антигололедные химические препараты. И при этом "резинка" должна соответствовать взаимоисключающим требованиям: быть достаточно мягкой, чтобы хорошо прилегать к изогнутому стеклу, но при этом и достаточно жесткой, чтобы не размазывать грязь, а убирать ее.

Для получения таких свойств чистящей ленты производители идут на различные технологические ухищрения. Одни делают ленты из натурального или синтетического каучука, добавляя в его состав графит (или напыляя его на ленту) для уменьшения коэффициента трения. Другие вместо каучука используют для ленты силикон. Третьи применяют комбинацию каучука и силикона. Некоторые производители режущую кромку ленты покрывают бромом, делая ее жестче и износоустойчивее. Есть типы ленты с различной жесткостью – трущаяся часть более жесткая, чем та, которая прилегает к креплениям щетки.

Однако "универсального" состава резины еще никто не изобрел – все составы имеют свои достоинства и недостатки. Силиконовая лента отлично работает в условиях больших холодов, она более устойчива к истиранию, чем каучуковая. Но каучуковая летом и при небольших морозах (до −20) более пластична и обеспечивает лучшее прилегание к стеклу.

Кроме того, резиновая лента на современных щетках не имеет уже привычных продольных канавок и напоминает лезвие ножа. Канавки на ленте служат для улучшения пластичности ленты, чтобы она лучше адаптировалась к форме стекла. Но многие современные автомобили имеют достаточно плоское и большое ветровое стекло, и эластичности "бесканавочной" ленты вполне хватает для очистки по крайней мере 90% ометаемой поверхности. Не забывают производители и о "канавочной" конструкции – например, Champion рекламирует новую ленту с измененной системой канавок.




Крепления

В любом магазине выбор щеток большой. И очень часто причиной выбора того или иного бренда становится даже не качество продукции или цена, а наличие крепления.

Сначала автопроизводители в подавляющем большинстве использовали крепление типа "крючок". Но в 1999 году Ford оснастил свою модель Taurus оригинальным креплением – и понеслось…

Сегодня распространены восемь типов креплений:
"Крючок", он же Hook или J-hook. Обычно его обозначают буквой U.
Размеры "крючка" могут различаться. Самые распространенные – 9х3 мм и 9х4 мм. Хотя, например, у некоторых моделей Audi встречаются крепления меньшего размера, а у американской Subaru Tribeca B9 на "водительской" щетке стоит "грузовой крючок" 12х4 мм.
На Honda Civic 4D/5D первых годов выпуска "крючок" дополнен специальным профилем на поводке, элемент крепления дополнительно закрывается декоративным колпачком.
"Боковой штырь" или Side pin, он же Pin in Arm. Это крепление встречается на автомобилях начиная с 2005 года выпуска: BMW 3, Volvo S40, VW Jetta и Passat и некоторых моделях Mercedes-Benz и Peugeot.
Push button. Имеет очень большое распространение и используется в автомобилях Volvo, Renault, Ford, Citroen, VW.
Pin lock. Используется в автомобилях Audi, Mercedes-Benz и Seat.
"Боковое крепление" или Side mounting. Не очень распространено и используется в ряде автомобилей Renault. Ранее это крепление так же использовалось в автомобилях американского производства.
"Боковой зажим" или Pinch tab. Широко распространен среди европейских производителей и используется в современных автомобилях Audi, Fiat, Saab, а также в некоторых моделях Mercedes-Benz и Opel.
"Штыковой замок" или Bayonet arm. Используется в основном в автомобилях Renault после 2004 года выпуска и Saab. Бывают модификации с двумя отверстиями для крепления винтами для грузового транспорта.
"Верхний замок" или Top lock. Данный тип крепления не очень распространен и используется в ряде автомобилей BMW 5-й и 6-й серий.

Логика такого "многообразия" понятна: автопроизводители хотели дополнительно подзаработать на производстве запчастей. Но головной боли производителям щеток (и автовладельцам!) это добавило.

Существуют два подхода к решению проблемы "хитрых" креплений:

Первый, который используют немецкий BOSCH и французский Valeo, – производство комплектов щеток со специфическими креплениями для конкретных моделей автомобилей.

Плюсы такого подхода: компактность крепления и возможность учитывать кривизну ветровых стекол конкретных моделей автомобилей.

Минусы: очень большой ассортимент щеток, что усложняет подбор и увеличивает их стоимость.

Второй путь – выпуск щеток, оборудованных универсальными адаптерами. По этому пути пошли, например, входящая в состав Valeo компания SWF (в производстве каркасных щеток) и Champion, принадлежащая концерну Federal Mogul.

Плюсы: большая универсальность щеток и простота их подбора.

Минусы: худшая аэродинамика по сравнению со специализированными креплениями и сложность установки.

Здесь стоит обратить внимание на тот факт, что большинство щеток знаменитых мультинациональных брендов производится в КНР и странах Юго-Восточной Азии. Соответственно, иногда с креплениями могут происходить "неожиданности": то не будет нужного "переходника" в комплекте, то универсальный адаптер окажется "не совсем универсальным". Да и качество может оставлять желать лучшего…

Прежде чем покупать щетки, посмотрите, какой тип крепления щеток установлен на вашей машине. И обязательно прочитайте надписи на упаковке. Например, бошевская линейка Aerotwin включает несколько моделей щеток. Причем модель Aerotwin Retrofit предназначена для крепления "крючок". А модель Aerotwin Multi-Clip комплектуется универсальным адаптером для креплений Side Pin, Pinch Tab, Push Button и Top lock. Но при этом совершенно не подходит для "крючка"!

Наличие вашей модели в списке на обороте коробки от "дворника" не означает ровным счетом ничего. Складывается впечатление, что некоторые производители составляют таблицы соответствия "от балды". Поэтому полезно будет поговорить с продавцом (хороший специалист в курсе, что к чему подходит) и на всякий случай сохранять чек, чтобы при случае вернуть покупку. Соответственно, примеривать щетки к автомобилю стоит, "не отходя от кассы", прямо на парковке у магазина.
Размерность

Практически все производители щеток стеклоочистителей выпускают размерный ряд, начиная с 12 дюймов (около 300 мм) до 28 дюймов (около 700 мм). "Шаг" между размерами – 1 дюйм (около 30 мм). Поэтому стоит, прежде чем пойти в магазин, замерить старые "дворники" или снять их и принести с собой.

Есть и еще одна особенность на современных автомобилях "правая" и "левая" щетки отличаются по длине. Причем они могут различаться на разных моделях автомобилей и года их выпуска. Поэтому внимательно посмотрите, подходит ли комплект щеток именно к вашей машине.
Какие щетки лучше?

Точного ответа на этот вопрос не существует. Практически все крупные производители выпускают серии щеток разных конструкций и разного состава резины (или вообще не резины) чистящих лент. Так что рассмотрим некоторые из них, сообразуясь с популярностью и ценой.
Bosch

В ассортименте Bosch есть три торговые линейки щеток стеклоочистителей – Aerotwin, Twin и ECO.

ECO – название линейки не от слова "экология", а от слова "экономия". Дешевая "каркасная" линейка, разработанная в основном для Нивы и вазовской "классики". Крепление – "крючок". Цена – 200 руб. за штуку. Продукт качественный, "бошевцам" невыгодно кардинально "ухудшать" его для достижения низкой цены.

Twin – линейка дорогих каркасных щеток (цена – около 1 500 руб. за пару). В основном применяются на грузовых автомобилях, хотя есть варианты и для легковых машин.

Aerotwin – основная линейка бескаркасных щеток более чем для 95% моделей современного легкового автопарка. Стоимость – от 1 100 руб. до 3 000 руб.

Пружинящий элемент из нержавеющей стали, трехкомпонентная синтетическая резина для ленты. Задняя поверхность ленты имеет мягкий состав для плавного и бесшумного скольжения. Трущая кромка из твердой резины, что существенно снижает износ. Кроме того, на поверхности трущей кромки нанесено специальное покрытие. Состав резины и покрытия – секрет фирмы.

Все модели Aerotwin за счет интегрированного в конструкцию спойлера отличает лучшая аэродинамика. Кроме того, все щетки Bosch Aerotwin поставляются с предустановленным необходимым креплением под конкретный автомобиль.

Из недостатков: самый дорогой бренд. Кроме того, обязательно нужно смотреть информацию о стране-производителе. Щетки Bosch Aerotwin, произведенные на заводе в Бельгии, значительно лучше по качеству, чем сделанные на заводе Bosch в Китае. А цена, сами понимаете, везде одинаковая – высокая.

Потому старайтесь не покупать Aerotwin (да и вообще продукцию Bosch) в маленьких придорожных магазинчиках…

Champion

Корпорация Federal Mogul, которой принадлежит самый "раскрученный" в стране бренд Champion, производит две линейки – Aerovantage и Easyvision.

Easyvision – линейка щеток среднего ценового сегмента. Цена – от 380 руб. до 1 000 руб. В линейку входят как бескаркасные щетки, так и каркасные.

Aerovantage – более дорогая (но не намного, примерно на 10%-15%) линейка. Она тоже включает каркасные и бескаркасные конструкции.

Отличий в этих сериях, в общем-то, немного. В Aerovantage изменена конструкция канавок на чистящей ленте, конструкция щеток чуть укреплена, шарниры сделаны попрочнее и т.д. Кроме того, в линейке Aerovantage бескаркасные щетки с развитым асимметричным спойлером. В линейке есть и раздел гибридных щеток.

Бескаркасные щетки Easyvision имеют симметричный спойлер, который позволяет устанавливать их на любую сторону. Кроме того, серия Easyvision имеет две категории – одна с коннекторами под стандартные европейские рычаги, вторая под "крючки".

Главным отличием от конкурентов корпорация Federal Mogul считает технологию покрытия каучуковой ленты бромом, что снижает коэффициент трения и повышает износостойкость. Кроме того, лента, а она выдавливается через фигурную фильеру "двойной" в сечении, после вулканизации и ванны с бромом разрезается в длину двумя ножами (вместо одного). Это обеспечивает наличие двух кромок, легированных бромом, и чистой каучуковой поверхности между ними. В результате лента щетки как бы "присасывается" к стеклу при ее перекладке в крайних точках.

Щетки Champion производятся в разных странах. Но покупать имеет смысл те, что сделаны на заводах компании в Бельгии.


Denso

Компания Denso производит очень много наименований автокомпонентов и запасных частей, поставляемых на линии сборки многих автозаводов. И, соответственно, предлагает широкий ассортимент щеток стеклоочистителя.

Большую часть ассортимента составляют гибридные щетки, которые все шире устанавливаются на конвейерах ведущих автопроизводителей. Ассортимент гибридных щеток компании охватывает более 700 моделей автомобилей различных брендов. Например, они устанавливаются на Toyota Auris, Camry, RAV4, Corolla, Land Cruiser, Lexus 570/RX/IS/GS/LS, Honda Jazz/CRV, Mitsubishi Outlander XL/ASX, Mazda6/CX-5/CX-7/CX-9, Hyundai i30, i40, Elantra, Solaris, Subaru Forester и других.

Стоит обратить внимание и на бескаркасные щетки компании. Ассортимент обеспечивает большое количество применений: Audi A3 и A4, BMW 3-й серии (E36 и E46), Ford Focus, Ford Mondeo 1 и 2, Mazda6, Mitsubishi Lancer, Opel Astra и Vectra, Toyota Corolla и Volkswagen Golf 4.

Стоимость – от 350 руб. до 1 000 руб. Производятся щетки во Франции, Японии и Южной Корее. Этакий устойчивый, надежный "середнячок", вперед не рвущийся, но и не отстающий.



Хорс

Щетки выпускаются либо с силиконовой чистящей лентой, либо с лентой из натурального каучука. В ассортименте есть как каркасные, так и бескаркасные, как со спойлером, так и без него. Размерность – от 28 см до 61 см.

Силиконовые выпускаются шести цветов (для тюнинга). Для российских автомобилей – комплект по 2 щетки с соответствующими адаптерами, для иномарок – по 1 щетке с тремя адаптерами. Какими? Читайте на упаковке.

Силиконовые щетки склонны к скрипу, но, по информации производителя, выдерживают до 1,5 миллиона циклов и сохраняют свойства при очень низких и высоких температурах. Каучуковые выдерживают меньше – до 0,5 миллиона циклов, но не скрипят.

Недостатки: дизайн уступает иностранному, на многие модели не хватает переходников.

Преимущества: "обыгрывают" по цене практически всех на рынке, потому что стоят от 100 руб. до 500 руб.
Что в итоге?

Как видите, "дворники", конечно, не такой уж высокотехнологичный продукт, но некоторые усилия при выборе стоит приложить. Как минимум изучить ассортимент в магазине. Хотя на первый взгляд удобно покупать щетки в гипермаркетах, рекомендуем обращаться в специализированные автомобильные магазины, где продавцы в курсе того, какой товар они продают. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий