четверг, 2 апреля 2015 г.

Взгляд из кабины: когда пассажиры важнее чужих машин

Если вы ездите на транспортном средстве стоимостью более 5 млн рублей, да еще и с водителем, то, видимо, ваша жизнь удалась. Хотя с другой стороны, таким способом передвигаются миллионы людей в нашем городе. Как можно догадаться, речь пойдет не о Rolls Royce Phantom и не о Mercedes S-klass. В этой статье я расскажу подробно о городских автобусах, их водителях и о том, как все это организовано.

За окном метет, легкий бриз с порывами до 20 м/с обдувает сразу со всех четырех сторон, снег в конце марта – типично питерский принцип погодообразования! Но день моей встречи с представителями компании, ответственной за движение общественного транспорта в Санкт-Петербурге, назначен уже давно.

Признаться, до сегодняшнего дня мне приходилось бывать в транспортном парке лишь однажды, когда я совершенно невероятным образом оказался в трамвайном депо, и тогда мне было совершенно не до интервью, так как я пытался найти выход и не попасть под металлические колеса подвижных составов, бешено движущихся вокруг. Но это совершенно другая история… Сегодня я хочу узнать подробнее о том, как организовано автобусное сообщение разных районов нашего города.

Итак, я отправляюсь на первое знакомство в повестке дня. В глубине офисного здания, в уютном кабинете меня встречает серьезный человек с добродушной улыбкой. Это операционный директор "Питеравто" Александр Паю, человек, который знает абсолютно все о том, как устроена жизнь автобусов в парке и за его пределами. И этими знаниями он со мной охотно поделился.
Парк автобусов

Начнем с того, что в парке представлены автобусы трех марок – ЛиАЗ, ПАЗ и Volkswagen. Еще до того, как автобус попадает в парк, да что там в парк, на конвейер, он проходит огромное число проверок. Начиная с показателей токсичности, которые должны удовлетворять номам "Евро-4" (для давно производящихся автобусов) и "Евро-5" (для новых разработок), заканчивая конструктивными особенностями поручней и шириной прохода между рядами кресел – все характеристики строго регламентированы и описаны в соответствующих ГОСТах и ТУ.



На стандартный вопрос "Почему в маршрутках мало места для коленей?" ответ весьма прост. Случается, что недобросовестные компании перевозчики самостоятельно вносят изменения в конструкцию автобусов, добавляя еще один-два ряда сидений. Такие "доработки" являются абсолютно незаконными, так как любой "апгрейд" общественного транспорта должен быть согласован и утвержден в ответственных госинстанциях, а работы должны производиться сертифицированными мастерами. В утвержденных ГОСТах расстояние от спинки до спинки регламентировано и должно составлять не менее 83 см.
Жизнь автобусов

Завод-изготовитель рекомендует проводить ТО каждые 20 тыс. км, однако в связи со сложными условиями эксплуатации, компанией-перевозчиком этот срок было решено сократить до 16 тыс. км. А весь парк обновляется полностью каждые 5 лет. Технический осмотр и ремонт транспорта проводятся на территории парка, для чего тут оборудован специальный ремонтный цех, в котором работают сертифицированные мастера. А для того, чтобы не приходилось долго ждать необходимые детали, парк имеет большой склад, где хранится более 2 000 наименований различных запчастей. Таким образом, любые ремонтные работы проводятся максимально оперативно, и техника долго не простаивает.




Каждый день автобусы проходят осмотры. Один осмотр проводится, когда машина возвращается в парк, – это основная проверка, которая проводится вечером. Во время теста проверяют тормоза, подключают дымомеры и другое диагностическое оборудование. Если в автобусе выявляются какие-либо неисправности, то он направляется в ремонтный цех, где за ночь должен быть восстановлен, чтобы утром снова вернуться на маршрут. Перед утренним выездом (обычно смена начинается в 5-6 утра), автобус осматривается еще раз водителем и сотрудником ремзоны, которые проверяют уровни всех необходимых жидкостей, функциональность осветительного оборудования и других мелочей.
Жизнь водителей

Подобным каждодневным проверкам подвергается и водитель. Утром, перед тем как получить ключ от своего рабочего места, "извозчики" проходят обязательное медицинское освидетельствование, после которого, если все в порядке, в путевом листе ставится штамп. Врачи проверяют артериальное давление и проводят тест на алкоголь. Такие же исследования ожидают шоферов и после смены. Таким образом, исключается и возможность нахождения водителей в состоянии опьянения за рулем. Кстати, на заднем бампере каждого автобуса имеется наклейка с надписью: "Я нарушил ПДД? Звоните: ...", и далее номер телефона диспетчерской компании-перевозчика. По всем поступившим жалобам проводится разбирательство, и, если вы пожелаете, вам могут сообщить, какие меры были приняты.



Техника и характеристики

После общения с операционным директором, я отправился в ремонтный цех, по пути посетив моечный бокс, который, кстати говоря, также является обязательным для посещения автобусами каждый день. Мойка рассчитана на 4 автобуса, а в свободное от пассажирского транспорта время, бокс принимает грузовики и другие крупные транспортные средства, для которых обычные мойки не подходят.



В ремонтной мастерской меня встречает технический директор Андрей Солодянкин, у которого я надеюсь узнать побольше о технических характеристиках автобусов. Как я уже говорил, основную силу парка составляют продукты Павловского и Ликинского автобусных заводов. Эти машины оснащены дизельными двигателями производства ЯМЗ, КамАЗ, MAN или Caterpillar, в зависимости от комплектации. Все двигатели имеют схожие технические данные – около 320 л.с. и немногим более 1 100 Нм крутящего момента. Этого вполне хватает, чтобы перемещать почти 15-тонные автобусы, перевозящие около 150 человек. Трансмиссия у автобусов разная: ПАЗ обычно оснащаются обычной механической КПП, а вот большие автобусы ЛиАЗ снабжены гидромеханическими автоматами ZF.

Отдельного внимания заслуживает подвеска. Стандартные ПАЗы имеют обычную "рессорку", ничего примечательного, однако есть и интересные экземпляры, в которых ходовая доисторической телеги сочетается с современными пневматическими агрегатами. Пневматика сохраняет корпус автомобиля в горизонтальном положении даже в поворотах, что благотворно сказывается на комфорте и, конечно, управляемости. Некоторые ЛиАЗы также снабжены пневматической подвеской, которая может опускать и поднимать пол, что крайне необходимо, скажем, когда в автобус нужно попасть пассажиру в инвалидной коляске. Все управление выведено в кабину водителя, так что в зависимости от ситуации он может поднять или опустить автобус на несколько сантиметров.


Автобус на дороге

В парке я, разумеется, познакомился с водителем – спокойным и сосредоточенным Станиславом. И вот что он думает о взаимоотношениях автобусов с легковушками в городских условиях:

Вообще автобусом управлять не очень сложно, главное – привыкнуть к его размерам. Дальше дело простое – крути руль да нажимай на педали. Ну и не стоит забывать открывать двери на остановках. Улицы в городе достаточно широкие, и большой радиус поворота практически не мешает.

За последние несколько лет обстановка на дорогах заметно изменилась в лучшую сторону. Водители стали культурнее, реже совершаются вопиющие нарушения ПДД, да и отношение к общественному транспорту стало более внимательным. То ли увеличение штрафов повлияло, то ли водить научились, а может, все вкупе, но отъехать от остановки дают все чаще.

Самой большой помехой являются другие автомобили, которые так и норовят подрезать со всех сторон. Автобус весит немало, и остановить его за долю секунды не получится. При любом резком торможении пассажиры могут сыграть в "вертикальное домино" и по инерции приехать по полу прямо к кабине водителя. Допускать этого нельзя, так что автобус лучше протаранит подрезавший его автомобиль, чем будет пытаться ценой здоровья пассажиров уходить от столкновения. Автобус в любом случае починят быстро, а здоровьем и безопасностью людей рисковать не станет ни один водитель. Да и с судебными исками разбираться не хочется ни водителям, ни компании.

За последние несколько лет обстановка на дорогах заметно изменилась в лучшую сторону. Водители стали культурнее, реже совершаются вопиющие нарушения ПДД, да и отношение к общественному транспорту стало более внимательным. То ли увеличение штрафов повлияло, то ли водить научились, а может, все вкупе, но отъехать от остановки дают все чаще.

Пропускают на перестроениях, особенно если видят, что близко остановка. Хотя, конечно, иногда встречаются и не самые ответственные люди, которые пытаются проскочить в любую щелку, даже если она уже закрывается и успеть в нее невозможно, не создав аварийную ситуацию. Складывается ощущение, что эти водители думают так же, как кошки. И дело не в девяти жизнях (хотя, может быть, есть и такие), а в мыслях о том, "что морда прошла, значит, и тело проскочит". Просунут капот между движущимся автобусом и другой машиной, а вот задние крылья уже прижмутся.



Поломки

Если автобус сломался, водитель не может на месте открыть капот, "поколдовать" и поехать дальше. Заниматься ремонтом общественного транспорта позволено лишь сертифицированным мастерам, так что даже в случае простого прокола колеса или разрыва ремня генератора водитель должен вызвать сервисную машину, в которой привезут мастеров и все необходимое оборудование. Если поломка серьезная, то автобус увозят на специальных эвакуаторах с частичной погрузкой, которые, кстати, также имеются в парках.


После службы

Интересно, а куда деваются автобусы после того, как отслужили свое? Большинство продают на открытом рынке - регулярно проводятся аукционы. Например, прямо сейчас на сайте Питеравто продают КАвЗы 2007-2008 годов с начальной ценой 300 000 рублей, и еще выложены объявления о продаже Otoyol 2003-2005 годов и Yutong 2007 года, хотя и без указания конкретной цены.

Некоторые автобусы остаются в компании - хотя в силу возраста их нельзя использовать на линии, но можно возить сотрудников и использовать при заказных перевозках - тут требований к сроку эксплуатации нет, только к техническому состоянию, которое у большинства машин даже после 5 лет при грамотном обслуживании остается на уровне. Случается и такое, что автобус гибнет в ДТП. Тогда, чаще всего, его списывают и оставляют в парке в качестве "донора" для ремонта оставшихся в строю автобусов.






Что в итоге?

Что ж, как видите, тягаться на дороге с автобусом – себе дороже. Водителям важнее здоровье пассажиров, чем сохранность вашего автомобиля, поэтому они хладнокровно пойдут на таран, случись аварийная ситуация. И не боясь показаться банальными, пожелаю вам всем побольше уважения к общественному транспорту.

Комментариев нет:

Отправить комментарий