Когда становится грустно, а окружающая мерзость кажется безысходной, я люблю смотреть старое кино. В том числе про доброго и наивного жулика, которому стыдно быть богатым в небогатой стране. И который искренне пытается жить так, чтобы стране стало чуть-чуть лучше, а жуликам — чуть-чуть хуже.
Интересно, чем бы занимался Юрий Иванович Деточкин в наше время? Полагаю, что уж точно не страхованием автогражданской ответственности. Но интересно, с какими ворюгами он стал бы бороться сегодня? И с какими трудностями ему пришлось бы столкнуться?
Оценим ситуацию.
Зачем и куда угоняют?
Цель угонов «благая» и понятная: ради денег. Правда, до сих пор находятся «пионеры», которые хотят просто покататься, но это, скорее, экзотика. К тому же современную машину, даже самую простенькую, просто так не уведешь: это с ГАЗ-21 из памятного фильма всё было проще пареной репы — под капотом практически пусто, электроники вообще никакой, замки примитивные.
По информации федерального сервиса Угона.нет, в первой половине 2016 года наибольшее число угонов приходилось у нас на «японцев». Второе место — наше, «европейки» — на третьем.
Какова судьба угнанной машины? Смотря какая машина. В свое время мы заинтересовались вопросом, зачем угоняют разные Бентли и Роллсы, если все они, в общем-то, на виду. Ответ был неожиданным: немецкий коллега объяснил, что подобные машинки очень часто переправляют… на Ближний Восток! В Дубай и прочие Эмираты, где на такие автомобили стоит очередь (!), а нетерпеливые шейхи ждать не хотят. Остается угнать, договориться с нехорошим летчиком и выставить магнату счет.
Из премиальных моделей в угонных списках лидирует Land Rover Discovery. Вторая по популярности — Infiniti FX (ныне — QX70), на третьем месте — BMW X5. По информации федерального сервиса Угона.нет, угон такого «бумера», если в его охране задействованы лишь штатные системы, занимает менее одной минуты.
В общем, очень дорогие машины обычно напрямую поставляют заказчику. И необязательно шейху: порой бывает и так, что владелец угнанной машины не хочет ждать результатов поиска и требует себе точно такую же, но быстро. У него сохранились документы, а потому остается лишь найти машину такого же цвета. У нее перебивают номера, затем владелец сообщает, что машина «нашлась», и спокойно ездит на свежеугнанной. Понятно, что в таких условиях полиция, скорее всего, не будет изучать тонкости происшествия: недовольных-то нет! Кроме того, у кого эту машину сперли, но это уже другое разбирательство. И «не в нашем районе».
Дорогие японские вседорожники часто укатывают за Урал. Говорят, что там их, дескать, ценят за подходящие дорожные качества на неподходящих для нормальной езды дорогах. Бээмвэшки и Мерседесы уезжают на Кавказ — ну, там такую технику всегда уважали. Что касается машин попроще, то их, как правило, разбирают и продают по кускам…
Самые угоняемые у нас модели — Solaris и Rio, подвинувшие Focus и Camry. Эти машинки занимают ключевые места по продажам на протяжении нескольких лет, а на вторичном рынке их легко реализовать. Играет роль и слабая штатная защищенность.
Стоит ли разборка свеч? Да, однозначно! Тут логика простая: по окончанию гарантийного срока очень многие владельцы перестают посещать официалов, выискивая местечки подешевле. Поэтому хозяева таких местечек ведут активный поиск соответствующих деталей, частенько закрывая глаза на их родословную.
Европейцы тоже интересуются, где всплывают угнанные у них тачки. Вот свеженький материал северогерманского радио. Его репортеры убеждены, что основные рынки сбыта расположены в постсоветских республиках типа Таджикистана. Что ж, им виднее.
Как угоняют?
Когда-то ваш покорный слуга написал об этом целую книгу… Но сегодня, конечно же, специализация угонщика сместилась в сторону хакеров. Недавно мы подобным образом «угоняли» Infiniti с бесключевым доступом. Но вот совсем свежая информация от соседей по планете.
Говорят, что угнанные у европейцев машинки находят новых хозяев где-то здесь.
Суть в следующем. Исследователи из Бохума и Бирмингема (дипломированные хакеры, надо полагать) нашли брешь в безопасности автомобильныхрадиоключей различных производителей. Причем речь идет не о машинах с бесключевым доступом, а о ключах с кнопочками. Добрым людям удалось открыть двери у 15 различных моделей, среди которых машины марок Volkswagen, Opel, Ford и Fiat. Любопытно, что хуже всех опять оказался многострадальный Volkswagen: исследователи легко могли взломать их коды и использовать в своих интересах.
На практике все выглядит обыденно. Достаточно, например, подождать на парковке супермаркета, пока обреченный бедолага не запрет свою машину. И пока он бродит по магазину, супостат может открыть его машину скопированным кодом, стибрить что-то из салона или багажника и снова запереть авто. Для владельца этот взлом остается недоказуемым, ибо не оставлено никаких следов ни на автомобиле, ни в протоколах его электронных систем. Кстати, это очень важно для попытки получить страховую выплату. Докажи, что ты не сам себя ограбил!
По утверждению авторов исследования, речь идет о сотне миллионов автомобилей. При этом в компанию к VW, включая дочерние Audi, Seat и Skoda, попали Ford, Nissan, Mitsubishi и Chevrolet. Представитель Volkswagen уже заявил, что нынешнее поколение Golf, Tiguan, Touran и Passat не подвержены риску взлома. Комментировать риски для других моделей сотрудник концерна не стал.
Этот заказчик из Прибалтики покупает автомобиль без документов.
Во второй части исследований веселые эксперты занимались чипами фирмы NXP из Голландии. Ее систему кодирования Hitag2 используют многие автопроизводители. Так вот: эксперты сочли уязвимыми Alfa Romeo, Citroen, Dacia, Fiat, Ford, Lancia, Mitsubishi, Nissan, Opel, Peugeot и Renault. Правда, в отличие от VW, здесь злоумышленник должен был перехватить как минимум четыре разных сигнала оригинального ключа, чтобы составить универсальную кодовую таблицу.
Любопытно, что NXP дала разъяснение: мол, мы в курсе! Более того, фирма еще в 2009 году рекомендовала всем клиентам заменить систему Hitag2 в ходе обслуживания автомобилей. А вот почему устаревшие чипы используются до сих пор — вопрос к автопроизводителям.
Самым смешным на этом фоне выглядит совет владельцам уязвимых авто запирать машину механическим ключом! Что ж, человечество развивается по спирали: очередной виток позади, долой электронику?
Лично мои выводы — невеселые. Сегодня потребитель понятия не имеет, что он покупает на самом деле. Так и появляются в продаже то легковоспламеняющиеся антифризы, то пусковые устройства на пальчиковых батарейках, то АКБ, в которые не доложили свинца. Теперь список пополнили еще и убогие брелочки: откуда хозяину знать, какая система кодирования прячется у них в потрохах? Дверь отпирают — и ладно. А то, что вместо крутой кодовой посылки такой брелочек может излучать примитивный сигнальчик по рецептам минувшей эпохи, так покупателю сие неведомо.
Кстати, перед Фольксвагеном теперь висит очередная угроза отзыва автомобилей. Что ж, выкрутится, ему не привыкать...
Как их защищают?
Большинство машин в РФ сегодня беззащитны.
По противоугонной части мы, пожалуй, впереди всех. Если на Западе привыкли уповать на страховку, то мы — на самих себя. Поэтому противоугонками в РФ в основном занимаются башковитые ребята — как разработкой систем, так и установкой на автомобили. Публикаций на эту тему предостаточно. Механика, электроника, спутники, блокировка тормозной системы, дымогенераторы, внутрисалонные сирены, спрятанные маячки — выбирайте.
Установщик творит: тут возни надолго. Это раньше «противоугонку» монтировали за полчаса во дворе у подъезда. Кстати, такая стояла на Волге у Димы Семицветова: при попытке пустить мотор она тупо включала звуковой сигнал. Раньше прохожие на это реагировали — сегодня никто и внимания не обратит…
Лично меня огорчает тот факт, что сегодня разработчики дружно рванули в сторону так называемой телематики. Напоминаю: телематика — это своего рода навороченная противоугонка. Эдакий айфон рядом с обычным телефоном, позволяющий не только звонить, но еще и перелистывать пальцем экранные страницы, рыться в интернете, пользоваться навигацией, фотографировать и при этом слушать музыку. Аналогичным образом телематика обеспечивает навигацию, проводит удаленную диагностику, предлагает мультимедийные функции, связь и т.п.
Пример японского механического запора. К нему ключа не подберешь. Здесь нужен автоген. А с автогеном много возни...
И вновь аналогия с телефоном. Изначально он был предназначен исключительно для разговоров, а вот у айфона эта функция уже второстепенная. Во главе стола — «полезняшки» и «развлекушки». Так и с телематикой, для которой охрана машины от угона стала чем-то второстепенным.
Дмитрий и Инна Семицветовы приобретают механическое противоугонное средство для автомобиля ГАЗ-21. Менеджер салона демонстрирует его в действии.
Есть и более серьезные проблемы. Телематика — отличный подарок для хакеров. Кроме того, она начнет руководить вами, направляя то в «нужный» сервис, то в ресторан или ночной клуб. И даже ближайшей АЗС для вас окажется вовсе не ближайшая, а та, которая заплатила за выгодную для нее информацию. Это хорошо? По-моему — не очень.
Вместо эпилога, или Кто подставил Деточкина?
Сегодня Деточкину 86 лет. В фильме ему было 36, прошло полвека…
Между прочим, Юрия Ивановича подставили две самые близкие женщины! До меня это дошло недавно. Но ведь так и было! Сначала Люба холодно проводила несчастного Деточкина куда-то в ночную командировку, затем подглядела за ним в окно и рассказала обо всем будущей свекрови! А та, в свою очередь, не нашла ничего лучшего, как передать все это… следователю! Мол, сын приехал к Любе на какой-то Волге…
Иннокентий Смоктуновский никак не мог сыграть этот эпизод. Почему? Потому что за рулем троллейбуса в момент съемки сидел… Эльдар Рязанов! А вовсе не любимая женщина.
Киножуликам мы завидуем. А вот завидует ли кто-нибудь Деточкину? Я, пожалуй, завидую. Он умел искренно улыбаться не портфелю, набитому деньгами, а любимой женщине. Что до угонов, то было бы хорошо, останься они уделом киногероев.
Комментариев нет:
Отправить комментарий