понедельник, 26 октября 2015 г.

ЗАЗ-966


Давая оценку ЗАЗ-966 и его последователям, необходимо не упустить из виду не только чисто-технические и потребительские качества самой модели, но и её место в общем типаже легковых автомобилей, выпускавшихся советской автомобильной промышленностью и доступных широким кругам населения страны.

С точки зрения дизайна, комфортабельности и конструкции автомобиль, действительно, стал ощутимо совершеннее и современнее своего предшественника — ЗАЗ-965, на момент своей премьеры находясь по этим показателям примерно на уровне аналогичных европейских моделей. При этом, однако, нельзя не отметить «ускользание» от его разработчиков изначальной концепции рационального, лёгкого, малогабаритного и недорогого автомобиля. Новый ЗАЗ, по формальным показателям оставаясь в «особо малом» классе, оказался заметно крупнее (3730 мм длины против 3330 мм у ЗАЗ-965 — разница в 430 мм) и тяжелее предшественника (на 110 кг), по габаритам, массе и — в конечном итоге — стоимости довольно близко подойдя к моделям более высокого класса — «Москвичам» и «Жигулям», при этом по потребительским качествам отличался от них существенно, и не в лучшую сторону.

Несмотря на ощутимое увеличение внешних габаритов, салон нового «Запорожца» не стал намного просторнее: основной прирост длины приходился на свесы кузова, что сказалось главным образом на «престижностной» характеристике автомобиля — «солидности» его внешнего облика, при этом колёсная база увеличилась лишь на 137 мм, а длина салона — на 195 мм, причём эта прибавка пошла главным образом на компенсацию снижения высоты кузова и более низкой посадки водителя и пассажиров, которая требовала больше места по длине. Устаревший силовой агрегат, несмотря на увеличение рабочего объема до 1,2 литров (как у ВАЗ-2101; соответственно вырос и расход топлива — до 9,5 л на 100 км в городском цикле), не дал существенного улучшения динамики, тем более с учётом повысившихся требований к этому качеству автомобиля в семидесятые годы.

Таким образом, появление ЗАЗ-966 ознаменовало уход от изначального достаточно удачного соотношения габаритов, массы, вместимости, рабочего объёма двигателя, себестоимости производства и прочих характеристик автомобиля, характерного для первого «Запорожца» ЗАЗ-965 и унаследованного от культового у себя на родине «Фиат 600».

Любопытно, что сама фирма Fiat при дальнейшем последовательном развитии концепции Fiat 600 сохранила эти характеристики достаточно близкими к оригиналу, создав впоследствии не менее удачную по сравнению со своим предшественником и в своё время широко копировавшуюся модель Fiat 850 (1964—1973), а также её дальнейшую разработку — Fiat 133 (1974—1982), сохранявшую популярность даже спустя много лет после заката «заднемоторной эпохи» европейских малолитражек. Низкая цена, экономичность и маневренность этого автомобиля в городских условиях вполне искупали в глазах западноевропейского потребителя его техническое несовершенство, устаревший дизайн и весьма скромную отделку салона даже в начале восьмидесятых годов. В СССР же настоящим наследником «горбатого» «Запорожца» в «малом особо малом» классе по массово-габаритным характеристикам стала только вазовская «Ока» (1988).

Среди присущих всем «Запорожцам» этой и последующих моделей положительных особенностей можно отметить достаточно удобную посадку водителя и переднего пассажира с большим пространством для ног, что достигалось за счёт заднего расположения двигателя с коробкой передач и вынесенной далеко вперёд балки торсионной передней подвески, простоту в обслуживании и ремонте, а также очень хорошую для обычного легкового автомобиля проходимость, причина которой — большой сцепной вес на ведущих колёсах, независимая подвеска всех колёс и плоское днище без выступающих уязвимых деталей вроде карданного вала или деталей выпускной системы.

Среди автолюбителей «Запорожец» обычно считался малонадёжной машиной, однако это не вполне соответствовало действительности и заметно было лишь в сравнении с другими советскими автомобилями, заведомо более высоких классов. Согласно литературе тех лет, моторесурс двигателя МеМЗ до капитального ремонта при соблюдении правил эксплуатации, в том числе относительно регулярности обслуживания и допустимых нагрузок (а нередко эти машины эксплуатировались с сильным перегрузом), мог достигать до 100 тыс. км. Сцепления — до 60…80 тыс. км, коробки передач — до 150…200 тыс. км, тормозных колодок — до 30…50 тыс. км. При этом указывалось, что кузов «Запорожца» превосходил по ресурсу «Москвичи» и «Жигули», и даже без дополнительной антикоррозийной обработки начинал ржаветь лишь на 5-7 год при постоянной эксплуатации в городе, а живучесть автомобиля позволяла ему сохранять способность самостоятельно передвигаться даже при серьёзных неполадках и повреждениях.
источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий