пятница, 3 апреля 2015 г.

Музыка в машине 20 века: от грампластинок до СD


Сложно представить себе современную машину без мультимедийной системы. Радио, проигрыватель CD, флеш-носителей, а часто и воспроизведение фото, видео и навигация с камерой заднего вида содержатся в одном устройстве. Дизайн салона машины «заточен» под акустику и рассчитан для создания хорошей звуковой картины.


Фактически, очень серьезная часть усилий при создании машины тратится на хороший звук в салоне. Да и стоимость и сложность некоторых систем способны вызвать священный трепет. А с чего все началось? Начать стоит, наверное, не с горна и барабанов военного оркестра, сопровождавшего кареты и кавалерию, а с чего-то более приземленного и напрямую связанного с машинами.
Неудача с пластинками

Слушать музыку на ходу - казалось бы, что может быть естественнее. Но оркестр с собой в дорогу не взять, будь владелец машины хоть трижды миллионером - на это нужен, как минимум, автобус.





Так что история автозвука начинается не с оркестровой ямы и не специальных инструментов для игры в машине, а с банального радио. Примерно такого же, какое стоит там и сейчас.

Появившиеся в начале двадцатого века автомашины пытались сочетать и с новейшими устройствами для записи и воспроизведения звука на тот момент. Например, с 7 дюймовыми пластинками, но сложности оказались слишком велики, да и удобство использования носителя на основе пластинки из шеллака, на которую помещалось всего пять минут аудиозаписи, было сомнительным. Разбивалась она легко, а музыкальные произведения на нее целиком не помещались — они тогда еще были очень длинными.

И даже десятидюймовые пластинки не позволяли записать намного больше: один концерт мог занимать целую коробку пластинок, а ресурс носителя был до смешного мал, десяток-другой проигрываний. Первые магнитофоны компании AEG ситуацию не сильно исправили, они оказались большими и крайне дорогими. В общем, альтернативы радио в машине практически не было.





Кстати, «пластинки» в машинах все же появились значительно позже, пускай как совсем уж редкая опция. Например Chrysler c 1956 по 1959 устанавливал в свои машины highway hi-fi phonograph, предназначенный для воспроизведения особых десяти и двенадцатидюймовых пластинок на 45 и 33 оборота в минуту.

Разработал систему не сам Крайслер, а компания Columbia Special Products, она же выпускала эксклюзивные пластинки для нее, а сами магнитолы собирались ее дочерней компанией CBS. Система не имела коммерческого успеха из-за невысокой надежности как самого проигрывателя, так и малого ресурса пластинок.



Вершиной аудифильского оборудования в машине для применения с пластинками стал чейнжер RCA Victor AP-1, такое оборудование было доступно для машин Cadillac и DeSoto с 1955 года и производилось примерно до 1962 года. Он использовал более распространенные обычные пластинки на 45 оборотов, поддерживал до шести пластинок с автоматическим переключением. В общем, настойщий хайтек того времени. Но мы забежали вперед, и сейчас вернемся в 30-е.

Первые радиоприемники

Массовому применению радио в машине мы обязаны в первую очередь компании «Моторола» и лично Полу Гюлвину и Биллу Лиру. Первый нанял второго и вместе они разработали первую коммерческую систему, способную работать в автомобиле. Нет, радио в машину ставили и до них, но массово этого не делал никто.

Например, компания Marconiphone поставила радиоприемник в представительский Daimler в Англии еще в 1928 году, но вот продажи таких машин исчислялись десятками. Сказывались сложности с питанием и точностью настройки на радиостанцию. Для работы радио необходимо было несколько напряжений для питания разных частей электронных ламп, причем часто требовалось напряжение свыше тех шести вольт, которыми были ограничены довоенные авто.

В первых приемниках обходились отдельной батарей аккумуляторов для радио, но вскоре проблему обошли, поставив умформер или машинный преобразователь – фактически, сочетание электромотора, вращающего генератор, который выдает нужное напряжение или просто переменный ток, годный для дальнейшего преобразования. Проблему точности настройки решили установкой оси переменного конденсатора, использовавшегося для настройки вертикально.

Приемник в машине оказался очень популярной опцией, хотя и был недешев. Например, первые приемники Motorola 5T71 в тридцатые годы стоили 120 долларов, тогда как популярный Форд модели А стоил от 385 долларов до 1400. В общем, опция была более чем престижная.

Первые модели радиоприемников монтировались под сиденьями или в багажник, а вес первой модели составлял от 18 килограмм, и устанавливали ее на специальных салазках, которые позволяли легко унести ее с собой. Не столько с целью предотвращения кражи, сколько для починки, ибо ресурс ламп радиоприемника в условиях постоянных вибраций был крайне мал.














Развитие идеи с радио

Популярность радио в машине вызвала целую волну усовершенствований. В частности, появились миниатюрные металлические лампы, стойкие к вибрациям, и новые их типы. А стандартное напряжение питания ламп с тех пор составляет 6,3 вольт — как раз напряжение бортовой сети автомобиля тех лет (двенадцативольтовоый стандарт в те годы еще был редкостью).








Автопроизводители не желали терять рынок, бывший тогда самым крупным производителем машин в США, а значит - и в мире. Форд уже в начале сороковых годов предложил радиоприемник как стандартное оборудование для своих машин. Разумеется, цена раадиоприемника упала до скромных 40 долларов, а в придачу предложили очень удобную опцию - кнопки предварительной настройки радиостанций.

В Европе локомотивом прогресса стала компания Bosch. В сотрудничестве с компанией Idel-Werke, которую поглотила чуть позднее, она раскрутила торговую марку Blaupunkt. Первая модель компании Blaupunkt Autosuper 5 вышла в 1932 году. Это чудо техники весило 12 кг и уже тогда оснащалось кабельным пультом дистанционного управления — на передней панели разместить приемник было нельзя.

Уровень цен оказался удивительно схож с уровнем цен заморских конкурентов - при стоимости в 365 рейхсмарок он составлял около 20% стоимости недорогого авто. В общем, опция была люксовой, но уже в 1939 году на модели Horch 930S радиоприемник был частью заводской комплектации. Но машина эта сама по себе была очень дорогой и престижной.





На фото: Horch 930S









Впрочем, ситуация с ценой на радиоприемники быстро изменилась после второй мировой войны. Бурный рост производства электроники позволил уже в пятидесятые сделать массовые радиоприемники для самых массовых и дешевых авто, Blaupunkt сделал 1950 году штатный радиоприемник для модели Kaffer (Жук), а в США уже массово применяли автопоиск радиостанций, да и стандартное оснащение радио получило самое широкое распространение. Впрочем, эра монополии радио на звуки музыки в машине тоже уже проходила.
Магнитолы: путь к качеству

Пластинки в машине, как мы уже поняли, так и остались экзотикой, а вот магнитофонная лента надолго стала верным спутником автомобиля. Но массовое внедрение началось вовсе не с громоздких катушечных систем. Они, конечно, ставились в лимузины, но вряд ли ими можно было пользоваться в обычной машине. Нет, если бы не магнитофонная кассета, то свою музыку в машине слушать было бы нельзя…

В Америке первым создал магнитофон Эрл Мюнц (Earl "Madman" Muntz). Он переработал студийный стандарт кассеты Fidelipac с бесконечной (закольцованной) лентой для работы с музыкой, а специальные картриджи получили название Autostereo. Аудиодорожка в магнитофонах Muntz Stereo Pak стала стереофонической, а время записи постепенно увеличилось с полутора до пяти минут. Популярность такого формата записи оказалась не слишком высокой, но все же массовое распространение он получил - на таких кассетах выпускались концерты и аудиопередачи. Выпускались системы под этот формат с 1962 года и до начала 70-х. Пользовался такой системой, например, Фрэнк Синатра.




1/2
1
2

На фото: Эрл Мюнц > Фрэнк Синатра











Дальнейшим логичным развитием таких систем стал переход на кассету Stereo 8, получившую распространение в США. Выпускались такие кассеты с 1964 года до 80-х и применялись как раз в основном в автомобильной технике.

Первые кассетники в этом формате появились на Фордах 1966 модельного года. Здесь кассета тоже с «бесконечной» лентой, но длина записи уже 11.5 минут на каждой дорожке с автоматическим переключением между ними, и всего на нее помещалось таких дорожек восемь, что давало аж 46 минут стереофонического звучания. Но для любителей качественного звука создавались магнитофоны с квадрафонической записью. Время звучания примерно, как у записи на пластинке, позволило массово издавать на таком носителе произведения, записанные под грамзапись.

По-настоящему массовой магнитная запись в машине стала с распространением компакт-кассеты формата Philips 1963 года. Размер, ресурс и удобство использования перевесили многочисленные недостатки кассеты в части невысокого качества записи. Звучание музыки с кассет многие еще помнят: непременный фоновый шум и кнопки систем шумоподавления, немного «плавающий» звук и прочие прелести. Но музыка звучала и ее с удовольствием слушали.

Качество же воспроизведения улучшали вплоть до 90х годов, явив миру такие шедевры как Hi-End кассетные деки Nakamichi 1000ZXL и Pioneer 1200. Этот формат вытеснил все прочие форматы кассет, не дал ни единого шанса пластинкам и продержался до начала двухтысячных годов как основной формат аудиозаписей в машине. Сменили его только лазерные компакт-диски (CD), но долгая история развития компакт кассет в машине и новая война форматов - уже тема для другой статьи.

источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий