Проект Гран-при России Формулы-1 прошел тернистый путь: от
амбициозных планов мэрии Москвы до строительства в Олимпийском парке
Сочи и угрозы отмены из-за политических санкций.
-
Между этими точками случилось много всего: и
«заморозка» проекта, и его многократное удорожание, и даже конфликт
подрядчика с РАФ. «Мотор» вспоминает, через что всем нам пришлось
пройти, чтобы наконец 12 октября увидеть первую российскую гонку самой
популярной автоспортивной серии.
-
Эпопея со строительством трассы Формулы-1 в России
началась в 1982 году, когда Берни Экклстоун приехал на переговоры в
Москву. Трек хотели построить на улицах Лужников, но сменивший Брежнева
генсек Андропов идею отверг.
-
Проект за тридцать лет неоднократно приобретал
причудливые формы и «переезжал». Вспомнить хотя бы проекты в Нагатине
(на фото), Туле, Красноярске и Санкт-Петербурге.
-
В начале 2007 года идею «заморозили», а и из
«криогенной камеры» вытащили жарким летом того же года, когда на
гватемальской сессии МОК Сочи назвали столицей зимней Олимпиады 2014
года.
-
Впервые про возможность проведения гонки именно в
Сочи Экклстоун заявил в апреле 2010 года. Предполагалось, что Гран-при
пройдет уже через два года. Москва так и продолжила числиться в
«вариантах».
-
Через два месяца план сочинского автодрома (на фото) согласовали с главным архитектором Формулы-1 Германом Тильке.
-
Долгожданный контракт на проведение гонки был
подписан в октябре 2010-го с центром «Омега», отвечающим за олимпийскую
стройку. Договор на семь лет (с возможностью продления еще на пять лет)
заключили в присутствии президента Путина.
-
Спустя месяц появилось первое сообщение о стоимости
проекта Имеретинской низменности (на фото). На трассу хотели выделить
«160-200 миллионов долларов» бюджетных денег. В эти рамки вписалось и
следующее заявление о 5 миллиардах рублей (как раз 179 миллионов
долларов по тогдашнему курсу).
-
Однако уже спустя полгода, в октябре 2011-го,
правительство отказалось финансировать проект, отдав его частным
компаниям и госкорпорации «Ростех», которая пообещала выделить 52
миллиона долларов.
-
Стройка трассы Формулы-1 была неразрывно связана с
возведением Олимпийского парка, и потому любое сообщение об удорожании и
задержках стройки проецировалось на Гран-при России. Чтобы развеять
слухи, «Мотор» в сентябре 2012 года проинспектировал будущую трассу и
поводов для опасений не обнаружил.
-
В феврале 2013 года стройку оценил Экклстоун. По
словам генерального промоутера Формулы-1, он остался «супер впечатлен».
Краснодарские власти заявили, что «трасса построена на 50 процентов».
-
В марте стало известно, что стоимость стройки
увеличилась на 840 миллионов, а потом и вовсе на 4 миллиарда рублей. По
данным СМИ, в строительных документах фигурировала сумма в 11,982
миллиарда рублей.
-
Нехорошие мысли той весной навевали не только числа
с девятью нулями, но и снимки, которые были сделаны во время первого
визита на будущую трассу пилота Формулы-1 Себастьяна Феттеля.
Трехкратный (на тот момент) чемпион мира позировал фотографам с
рабочими, стоя в ковше трактора, и катался в «Инфинити» по раскисшим
грунтовкам и рябому асфальту.
-
Изрядно поволноваться заставила всех и Российская
автомобильная федерация (РАФ). В августе, когда уже была названа точная
(как тогда казалось) дата гонки – 19 октября 2014 года -- главный
автомобильный орган страны отказался отправлять заявку в FIA. Причиной
стали разногласия с «Омегой», возникшие при проработке организационных
вопросов.
-
В частности, РАФ, регулярно получавшая от FIA
гранты на обучение обслуживающего персонала гоночных трасс, пожаловалась
на отсутствие «квалифицированных работников» и потребовала от «Омеги»
потратить на их подготовку 1,4 миллиона евро. Промоутер Гран-при России
обвинил федерацию в шантаже, после чего стороны все же договорились, и
заявка была отправлена.
-
В сентябре пилоты младших формульных серий, в том
числе будущий тестер Sauber Сергей Сироткин (на фото справа), приняли
участие в показательных заездах на одном из немногих готовых участков
сочинской трассы.
-
В октябре, за год до Гран-при, «Мотор» повторно
съездил на трек. После этого можно было окончательно успокоиться:
достроить все успеют. Однако появились новые опасения – теперь из-за
конфигурации трассы. Первый российский пилот Формулы-1 Виталий Петров,
увидев один из поворотов, воскликнул: «Это ٭٭٭٭٭٭ просто! Тут же замес
будет. Ждите аварий ― сто процентов. Надо расширять».
-
7 февраля 2014 года открылась Олимпиада, своим
размахом убедившая всех, что и на сочинском автодроме наверняка все
будет сделано на высшем уровне. Организаторы тогда заявили о
91-процентной готовности. Недоделанным оставался комплекс зданий у
стартовой прямой (на фото).
-
Весной, из-за непростой политической ситуации, все
чаще стали появляться сообщения о бойкоте или отмене этапа. Самый
тревожный сигнал пришел из Международной мотоциклетной федерации,
которая отменила сентябрьский этап чемпионата мира по супербайку на
подмосковной трассе Moscow Raceway.
-
Однако в мае все спекуляции на тему отмены первого
Гран-при России "завернул" президент FIA Жан Тодт (на фото): «Россия в
игре. У нас нет оснований пересматривать расписание». Календарь на 2014
год, к слову, утвердили еще в декабре. Российский этап сменил в
программе сезона Гран-при Кореи.
-
В конце мая сочинский автодром получил официальное
название – простое и понятное: «Сочи Автодром». В это же время началась
продажа билетов через интернет.
-
В июне выяснилось, что спрос на билеты очень
большой, и организаторы пообещали возвести дополнительную трибуну на
семь тысяч мест. Вскоре одну из существующих трибун (справа от виража)
переименовали в честь пилота Toro Rosso Даниила Квята.
-
За два месяца до старта Гран-при России «Сочи
Автодром» опубликовал фотографии, на которых было видно законченное
дорожное полотно. В это же время прошли и "первые соревнования" –
дрэг-рэйсинг катков. Организаторы оценили готовность в 94 процента.
-
Начавшаяся с тестов Феттеля «практическая» часть
строительства трассы завершилась логично – новым показательным заездом
Феттеля и первым официальным соревнованием -- этапом Российской серии
кольцевых гонок. «Кольцевики» ожидаемо остались в восторге, а немец
сказал, что «сейчас все выглядит совершенно по-другому».
-
Старт первого в истории Гран-при России намечен на
10:00 пятницы, 10 октября. В этот день пройдет тренировка. Гонка
начнется в воскресенье, 12 октября, в 15:00. Нам все еще не верится, что
мы наконец-то дождались.
Комментариев нет:
Отправить комментарий