понедельник, 7 ноября 2016 г.

Когда автомобили BMW были советскими

До Второй мировой войны Баварские моторные заводы (BMW) были далеко не только баварскими. Мотоциклы и знаменитые авиадвигатели действительно делали в Мюнхене, а вот не менее уважаемые автомобили — куда восточнее, в Тюрингии, в городе Айзенах. Там еще с конца XIX века существовал завод, который в ХХ столетии делал автомобили Dixi, а в 1928-м был куплен успешным баварским концерном. В 1945-м этот завод оказался в советской зоне оккупации, что в корне изменило его судьбу.
В 1945-м завод, находящийся, как и вся Восточная зона, под юрисдикцией Советской военной администрации в Германии (СВАГ), в числе других включили в советско-германское акционерное общество «Автовело». Тут и началась эта интересная история, которую мы изложили для вас в фотогалерее…





Уже в 1945-м советско-немецкий завод, как было написано в постановлении СВАГ — «во имя народа Тюрингии» — возродил производство автомобилей BMW 321 конструкции 1939 г. с 6-цилиндровым рядным 2,0-литровым двигателем мощностью 45 л.с. Для производства кузовов в Тюрингию из Берлина вывезли оборудование фирмы Ambi-Budd, которая до войны сотрудничала с BMW. До 1950-го сделали около 9 тысяч 321-х BMW и всего 16 четырехдверных седанов BMW 326 с двигателем в 50 л.с. с двумя карбюраторами. Послевоенные BMW, которые вполне можно числить советскими, были хорошо известны в СССР, куда их поставляли по репарациям.





С 1949 года в Айзенахе делали и престижные в 1930-х спортивные купе и кабриолеты BMW 327 c 55-сильным мотором с двумя карбюраторами. Поздние автомобили отличались внешне лишь прямоугольными подфарниками. Из 505 выпущенных до 1955 г. машин часть попала к известным в Восточной зоне, превратившейся в 1949-м в ГДР, людям. На 327-х ездили, скажем, драматург Бертольд Брехт и министр культуры Иоганнес Бехер. Завод в Айзенахе после образования ГДР и сворачивания деятельности СВАГ советским, строго говоря, уже не был, но социалистическим, конечно, оставался.


В Мюнхене дела обстояли куда хуже. Американская военная администрация вывезла оттуда все оборудование и одно время даже планировала окончательно снести завод. Но в 1948-м баварцам разрешили-таки начать выпуск мотоциклов. По инициативе отца предвоенных BMW Фрица Фидлера в 1950-м и 1951-м сделали прототипы BMW 331 и BMW 531, стилистически близкие моделям 1930-х, но с 600-кубовым мотоциклетным мотором. В серию автомобиль не пустили.




4/14


Годом раньше в Айзенахе изготовили прототип BMW 342. Машину создавал Ганс Флейшер, начавший карьеру на заводе в Айзенахе слесарем еще в 1935-м, потом ставший специалистом по кузовам. В 1945-м он вернулся на завод из плена. Двигатель на BMW 342 стоял все тот же — рядный 2,0-литровый. В серию машина не пошла. А тем временем…




5/14


Осенью 1951-го на первом послевоенном салоне во Франкфурте показали первый послевоенный баварский BMW 501, очень похожий на восточный BMW 342. Много позже Эберхард фон Кюнхайм, ставший президентом BMW, вспоминал, как чертежи из Тюрингии носили «под покровом ночи в рюкзаке». История, конечно, романтическая, но граница пока была еще действительно довольно прозрачной, да и Кюнхайма никто за язык не тянул. На BMW 501 стоял все тот же, но форсированный до 65 л.с. двигатель. Поскольку все оборудование фирмы Ambi-Budd давно было в Тюрингии, мюнхенцы с трудом заключили договор со штутгартской кузовной компанией Baur. В серию 501-я пошла только осенью 1952-го.Баварцы отсудили свою исконную марку, восточные автомобили получили имя EMW (E — Eisenach, по-русски — Айзенах) и красный вместо синего цвет на эмблеме. Ранние 340-е имели еще старые эмблемы, а поздние — новые. Власти ГДР отказались от марки BMW без особого сожаления, ведь наступило время отказа от многого, даже от исконно немецких названий земель. Тюрингии, к слову, теперь не было, а Айзенах вошел в округ Эрфурт.




А еще в 1949-м на конвейер в Айзенахе встал BMW 340 — перелицованный внешне предвоенный седан с 55-сильным мотором. Этот автомобиль стал для тюрингского завода эпохальным, поскольку оказался последним BMW. Но пока восточногерманские автомобили поставляли не только в СССР, но и экспортировали в Финляндию, в страны Скандинавии. Но ведь баварцы тоже начинали экспорт. Получалось, что под одним именем продают два BMW — социалистический и капиталистический!




8/14


На базе EMW 340 делали несколько модификаций, в том числе фургон, универсал, санитарку. Автомобиль выпускали до 1955 г. Всего изготовили более 21 тысяч всех 340-х.




Мюнхенцы тем временем развивали модельный ряд в сторону, которую теперь бы назвали премиум-классом. Двигатель модели 501 форсировали до 72 л.с., а с 1954-го делали уже и версию BMW 502 с совершенно новым мотором V8, объемом 2,6 л и мощностью 100 л.с. Годом позже появилась и 3,2-литровая 120-сильная версия. На базе седанов строили купе и кабриолеты — четырех- и двухдверные.




Спортивный родстер BMW 507 со 150-сильным двигателем V8 рабочим объемом 3,2 л начали выпускать в 1956-м. Автомобиль, достигавший скорости 200 км/ч, принес баварской фирме славу. Но до 1959-го сделали всего 254 машины. А вход в премиум-класс чуть было не стоил фирме банкротства.




11/14


Завод в Айзенахе пошел по совсем другому пути. С 1953-го параллельно с EMW 340 выпускали и IFA F9 — не что иное, как довоенный DKW F9 — переднеприводный компакт с 3-цилиндровым 28-сильным двухтактным мотором. Эта машина предрешила дальнейшую судьбу завода на многие годы.




В 1955-м появился прототип нового айзенахского автомобиля. Дизайн машины сделал Ганс Флейшер, тот самый, что на рубеже 1950-х спроектировал новый солидный BMW. Теперь машину назвали Wartburg, окончательно отказавшись от баварского наследия. Кстати, так именовался первый автомобиль завода в Айзенахе, сделанный в 1899 г. В основе нового переднеприводного Вартбурга-311 лежала конструкция IFA, то есть — DKW. Эту концепцию в ГДР сохранили до… начала 1990-х, когда Германия вновь стала единой.




13/14


Баварцам, чтобы сохранить независимость, пришлось в 1955-м купить лицензию у малоизвестной итальянской фирмы Iso на производство маленьких одноцилиндровых 12-сильных двухместных повозок. Именно BMW Isetta, разошедшаяся тиражом более 160 000 экземпляров, спасала баварскую фирму.



Лишь в 1962-м дебютировал совсем новый BMW 1500, заложивший основы философии и стилистики, которых фирма во многом придерживается и сегодня. С этим автомобилем, оснащенным 80-сильным 1,5-литровым мотором, тоже связана интересная история. Но уже совсем другая…

Комментариев нет:

Отправить комментарий