воскресенье, 13 ноября 2016 г.

УАЗ Патриот: тест-ремонт



УАЗ Патриот дебютировал в далеком 2005 году. У отечественных машин период смены поколений заметно больше, чем у зарубежных, но Патриот уже несколько раз обновляли. Каков немолодой, но молодящийся Патриот на фоне более свежих конкурентов из-за бугра?

Ремонтопригодность мы оцениваем в баллах. Они соответствуют суммарным нормочасам (по официальной сетке), затраченным на проведение определенных операций.

УАЗ Патриот

Дебют август 2005 года, Москва
Кузов 5‑дверный универсал (SUV)
Двигатели бензиновый 2.7, 135 л.с.; дизельный 2.2, 114 л.с.
Коробка передач М5
Привод полный
Комплектации Classic, Comfort, Limited
Цена 779 000–1 099 990 руб.

Сила и мощь



Под капотом бензинового Патриота живет хорошо знакомый атмосферный мотор ЗМЗ‑409, который нынче выдает 135 л.с. Он прошел несколько модернизаций, чтобы соответствовать современным нормам токсичности, но сохранил простоту конструкции — в частности, необслуживаемую цепь ГРМ, ресурса которой теоретически должно хватать на весь срок службы мотора и которую по-прежнему можно поменять в гаражных условиях.

На Патриотах с кондиционером навесное оборудование приводится одним ремнем. Для его натяжения применен ролик-автомат. Проще всего ослабить и заменить ремень снизу автомобиля. При обратной установке важно не забыть протащить ремень между вентилятором и кожухом, иначе он не встанет на место. Регламент ТО не устанавливает интервалов замены ремня, но обычно он живет около 45 000 км.
Для снятия магистралей с бензинового топливного фильтра нажимаем на квадратный фиксатор [стрелка]. На Патриоте эти быстросъемы посажены очень туго, поэтому не удивляйтесь, что придется приложить усилие.
При первой замене свечей зажигания индивидуальные катушки тяжеловато выходят из колодцев. Не бойтесь прилагать усилие — ничего не сломаете. Потом извлекать катушки будет проще.
Фильтр в металлическом расширительном бачке ГУРа выполняет и функцию масляного щупа. Уровень должен доходить до края сетки.
При обратной сборке воздушного фильтра снимаем резиновый уплотнитель [стрелка] с основания и переставляем его на кожух. Иначе он не встанет ровно и не обеспечит герметичность сое
Навесное оборудование у версий без кондиционера приводят два ремня. Основной — через шкивы генератора, насоса системы охлаждения и коленвала. Его натягивает ролик-автомат, который расположен примерно в том же месте, что и ремень на модификации с кондиционером. Дополнительный ремень предназначен для насоса усилителя руля и вискомуфты вентилятора охлаждения. Этот ремень обделен роликом, для его натяжения нужно ослаблять и перемещать кронштейн крепления насоса.
Доступ к катушкам зажигания свободный. Они закреплены гайками «на 10», а их разъемы снабжены удобными язычками-фиксаторами. Регламент замены свечей — через каждые 30 000 км. Для них потребуется головка «на 16».Бензиновый мотор снабжен выносным топливным фильтром. Он установлен на раме кузова рядом с раздаточной коробкой и закреплен обжимным хомутом с парой болтов «на 10». Замена фильтра — дело нехитрое. Сначала отсоединяем две топливные магистрали на стандартных быстросъемах, а затем хомут. Интервал обновления фильтра — каждые 30 000 км.
Сливная пробка [стрелка] радиатора охлаждения двигателя расположена в нижней части его правого бачка. Регламент замены антифриза — через каждые 60 000 км. При сливе жидкости грязез­ащитные щитки двигателя можно не снимать.
Доступ к масляному фильтру двигателя (бензинового или дизельного) ограничен, но надеть на него съемник или цепь не составит особого труда.
Сливные и заливные пробки [стрелка] в переднем и заднем мостах сделаны под шестигранник «на 12». Интервал замены масла — каждые 45 000 км. Нормальный уровень смазки — под кромку заливных отверстий.
Пробки на коробке передач: сливная [желтая стрелка] — «на 24», заливная [зеленая стрелка] — «на 23».
Дизель ЗМЗ объемом 2,2 литра пришел на смену агрегату Iveco в 2012 году. По словам сервисменов, «иностранец» был значительно надежнее и проще в обслуживании. Привод ГРМ отечественного мотора имеет две цепи. Регламентом их обслуживание не предусмотрено, но живут эти цепи недолго, а их замена очень сложна. В гаражных условиях лучше не лезть в этот мотор. Для выставления меток и фиксации валов обязателен специнструмент.
Дизельные версии Патриота идут только с кондиционером, поэтому привод навесных агрегатов имеет единую схему. Отдельный ремень для привода ТНВД, генератора и насоса охлаждения необходимо менять каждые 45 000 км. Он имеет автоматический ролик-натяжитель, как на бензиновой версии. Дополнительный ремень предназначен для компрессора кондиционера, вискомуфты вентилятора охлаждения и насоса ГУРа. Для его натяжения использованы два ролика с эксцентриковым механизмом. Их позаимствовали из привода ремня ГРМ двигателя ВАЗ‑2112. Для регулировки ролика ослаб­ляем центральную гайку «на 17» и спецключом поворачиваем эксцентриковую шайбу. Регламент замены этого ремня — каждые 60 000 км.
Чтобы было удобно устанавливать воздушный фильтр, не разбирайте полностью стяжной хомут корпуса [стрелка]. Достаточно ослабить его, немного открутив болт «на 12», и отвести вниз.
Патроны всех ламп в задних фонарях закреплены поворотом по часовой стрелке.
Прижимная пластина передних тормозных колодок закреплена двумя болтами «на 10» [стрелка].
Ролики-натяжители [стрелка] с эксцентриковым механизмом для ремня навесных агрегатов дизельного двигателя.
Топливный фильтр дизельного двигателя ЗМЗ удобно расположен в моторном отсеке (справа), его модуль снабжен обогревом, ручным насосом, а сам сменный элемент — датчиком наличия воды. Основание фильтра закреплено на кронштейне двумя болтами «на 14», разъем устройства обогрева имеет простой фиксатор. После отсоединения топливных магистралей, зафиксированных обычными хомутами, вынимаем модуль в сборе. Не забудьте снять колодку с датчика наличия воды, стоящего в нижней части. Этот «контролер» по совместительству является пробкой для слива нежелательной жидкости. Датчик вкручен в сменный элемент фильтра, а он, в свою очередь, - в металлическое основание. Интервал замены — каждые 15 000 км.
Блоки цилиндров бензинового и дизельного моторов очень похожи внешне, схожа и компоновка подкапотного пространства. Для слива масла из двигателя откручиваем унифицированную пробку поддона под ключ «на 15». Доступ к ней свободный. А вот чтобы добраться до масляного фильтра, стоящего на блоке справа, нужно снять соответствующий боковой элемент заводского металлического пыльника, который закреплен болтами «на 10» и саморезами под головку «на 8». Интервал замены масла — 15 000 км, но на пробеге 2500 км предусмотрено так называемое нулевое ТО, в ходе которого смазку необходимо обновить.
Эксцентрики механизма подвода задних тормозных колодок к барабану [зеленая стрелка]. Смотровые окошки для оценки износа колодок и зазоров расположены симметрично, одно из них показано желтой стрелкой.
Сливная пробка раздаточной коробки [зеленая стрелка] — под головку «на 24», а заливная [желтая стрелка] — на «23».
Для слива антифриза из блока мотора (бензинового или дизельного) на его левой стороне преду­смотрена пробка [стрелка] под головку «на 14». Доступ к ней свободный.
Автоматический ролик-натяжитель [стрелка] ремня навесного оборудования ослабляем ключом «на 15».

Воздушный фильтр как у бензиновой версии, так и у дизельной расположен в правой части моторного отсека. Патрубок его воздухозаборника закреплен хомутом под шлицевую отвертку или головку «на 10», а выходная магистраль — хомутом «на 7». Далее ослабляем большой стяжной хомут с болтом «на 12» и вынимаем корпус с фильтром. Его кожух зафиксирован гайкой «на 17», как и сам сменный элемент на основании. Интервал замены — 30 000 км.
На Патриоте установлены коробка передач и раздатка корейской фирмы Dymos. По словам сервисменов, у этих агрегатов высокая надежность и большой ресурс. В обеих коробках предусмотрены удобные сливные и заливные пробки. Требуемый уровень масла — по кромку заливных отверстий. Регламент предусматривает замену масла каждые 45 000 км.

От колес до приборов

Для Патриота регламентирована замена масла ГУРа через каждые 45 000 км. А большинство других производителей декларируют, что смазка рассчитана на весь срок службы автомобиля.
Увы, магистрали системы на Патриоте не имеют соединений на хомутах, всё завальцовано, поэтому сервисмены предпочитают поэтапную, частичную замену масла. Сначала его откачивают из расширительного бачка, затем заливают свежую смазку и прогоняют систему при работающем моторе, а потом повторяют эту процедуру несколько раз.
Классическое исполнение топливного фильтра дизельного двига­теля. Топливные магистрали закреплены разными хомутами [желтая стрелка] — меньше шансов перепутать их при установке. Ручной подкачивающий насос показан зеленой стрелкой.
Механизм регулировки стояночного тормоза расположен снизу машины на поперечине рамы рядом с передними креплени­ями рессор. Можно подстраивать длину троса рычага ручного тормоза [желтая стрелка] и тросов, идущих на задние колёса [зеленая стрелка]. Все гайки — под ключ «на 24».
Для доступа к лампе передней противотуманки частично демонтируем подкрылок, откручиваем его снизу и отводим в сторону. Лампа Н11 зафиксирована поворотом. Чтобы снять разъем, нажимаем на язычки замков [стрелка] на боках.
С заменой АКБ всё предельно просто. Батарея зафиксирована металлической планкой на двух шпильках и гайках «на 13». Клеммы стандартные.
Подкапотный блок предохранителей расположен за АКБ. Его крышка зафиксирована защелкой с одной стороны и выступами — с другой. На крышке есть обозначения цепей на английском и русском языках. Жаль, не предусмотрели запасных предохранителей.
Салонный блок предохранителей спрятан в панели приборов, чуть ниже и левее рулевой колонки. Его крышка закреплена тремя защелками сверху и тремя выступами снизу. На ней есть обозначения цепей, а в блоке — запасные предохранители.
Замки крепежной пружины лампы дальнего света Н1 [стрелка]. Разъемы — без фиксаторов.
Лампа ближнего света Н7 закреплена пружиной, имеющей два замка [стрелка]. Разъем — без фиксаторов, просто снимаем его на себя.
Для замены ламп подсветки номера снимаем плафоны. Они закреплены на двух винтах под крестовую отвертку. Удобное решение: что-либо сломать невозможно в принципе.
Кожух полноценного запасного колеса закреплен лишь на чехле с резинкой. Снимается он в два счета, поставить его обратно сложнее. Удивительно, но кожух воруют нечасто. Запасное колесо закреплено гайками на трех шпильках. Для инструмента не предусмотрено штатное место, обычно его кладут в нишу под задним сиденьем.
Салонный фильтр установлен в ногах переднего пассажира — под бардачком, за блоком вентилятора. Действовать придется на ощупь, но всё довольно просто. Крышка фильтра стоит поперек и имеет две простые защелки по краям. При установке сначала фиксируем ее правую сторону, так будет проще. С установкой крышки ошибиться невозможно: на ней сделан косой выступ, подпирающий фильтр. Интервал замены элемента — 30 000 км.
В передних тормозных механизмах применены двухпоршневые суппорты. Для замены колодок достаточно открутить только их прижимную пластину — очень удобное решение. Поршни без проблем утапливаются любым подручным инструментом.
Задние тормоза — барабанные. Предусмотрен механизм подвода колодок. Со стороны щита двумя гайками «на 19» зафиксированы регулировочные эксцентрики. Вращая их, можно выставить необходимый зазор между колодками и барабаном, контролируя его через смотровые окошки под резиновыми заглушками. К такому способу прибегают, когда длину тросов стояночного тормоза не удается отрегулировать с помощью обычного механизма, расположенного снизу машины на раме.
При замене ламп поворотников в фарах можно не снимать разъемы с патронов, которые закреплены поворотом. Длина проводов позволяет свободно вынуть элементы.
Для замены щетки переднего стеклоочистителя нажимаем на язычок фиксатора [стрелка] и стягиваем ее с поводка.
Отжимаем пружинный замок [стрелка] от поводка и стягиваем щетку заднего стеклоочистителя. Это более удачное решение, чем фиксация на пластиковых элементах (используется на большинстве иномарок), которые легко сломать.
Единственная сложность при замене ламп в фарах заключается в том, что с левой стороны доступ ограничивает бачок ГУРа. Он закреплен двумя болтами «на 10». Для удобства лучше открутить их и отвести бачок в сторону. Колодец с лампами ближнего и дальнего света закрыт крышкой с простым замком. Все крепления хорошо просматриваются. Лампы поворотников установлены во внешних углах фар, доступ к ним свободный. Габаритные и ходовые огни светодиодные, поэтому в случае перегорания элементов фару придется менять в сборе.
Лампы в задних фонарях меняем через отверстия в боковых обивках багажника. Они закреплены парой двойных пистонов. Сначала поддеваем и вынимаем грибок, а затем — основание пистона. Доступ к лампам удобный. Дополнительный светодиодный стоп-сигнал расположен на пятой двери. При перегорании светодиодов деталь опять-таки придется заменить в сборе.

Сводный чарт ремонтопригодности моделей последних поколений*

Модель
Баллы
1
УАЗ Патриот
7,88
2
8,85
3
11,85
4
12,2
5
12,5
6
12,7
7
13,8
8
Ford Focus
13,9
9
14,2
10
Ford Fiesta
14,5
11
Chevrolet Aveo
15,35
12
15,5
13
17,3
*Чем ниже балл, тем выше ремонтопригодность.

Трудоемкость и ориентировочная стоимость отдельных работ у дилера

Операция
Цена, руб.
Трудоемкость, н/ч (1 н/ч = 1500 )
Замена масла в ДВС (с масляным фильтром)
450
0,3
Замена воздушного фильтра ДВС
300
0,2
Замена топливного фильтра (бензиновый/дизельный мотор)
165/390
0,11/0,26
Замена салонного фильтра
120
0,08
Замена АКБ
420
0,28
Замена одного навесного ремня: бензиновый/ дизельный мотор
165/ 195
0,11/ 0,13
Замена антифриза
225
0,15
Замена передних тормозных колодок
990
0,66
Замена передних тормозных дисков
2880
1,92
Замена задних тормозных колодок
1500
1,0
Замена задних тормозных барабанов
990
0,66
Регулировка ручника
150
0,1
Замена свечей зажигания
675
0,45
Замена масла в МКП
375
0,25
Замена масла в раздаточной коробке
300
0,2
Замена масла в переднем редукторе
330
0,22
Замена масла в заднем редукторе
330
0,22
Замена щеток переднего стеклоочистителя
240
0,16
Замена щетки заднего стеклоочистителя
120
0,08
Замена одной лампы внешнего освещения
75
0,05
Замена тормозной жидкости
900
0,6
Итого*
11 820
7,88
*Сумма, усредненная по бензиновой и дизельной модификациям.

ИТОГ

УАЗ Патриот набрал 7,88 балла — это новый лидер! Ожидаемый результат. Положительным образом сказался приличный возраст модели и подход отечественных производителей к вопросу ремонтопригодности автомобилей. Без странных неудобств не обошлось, но это мелочи.

Комментариев нет:

Отправить комментарий