В феврале 2011 года, когда в Ливии вспыхнуло восстание, повстанцы с первых же дней принялись щеголять перед западными журналистами натовским оружием и новенькими, с иголочки пикапами «Тойота». Станут ли легендарные машины причиной поражения ливийской армии и на этот раз?
Легкая кавалерия
Хорошие мысли, как известно, приходят в голову одновременно нескольким людям — так оно и получилось с изобретением вооруженного автомобиля. В самом начале XX века американцам, сражающимся на пограничных территориях с мексиканцами Панчо Вильи, остро требовалось маневренное оружие с хорошей огневой мощью. Но, так как броневиков у генерала Першинга практически не было, пришлось выкручиваться: на штабную машину («Оверлэнд» 1914 года выпуска) поставили пулемет М1909 и получили классическую тачанку. Схожим путем пошли англичане в Палестине, установив на «Форд-Т» пулемет Льюиса для более сподручного уничтожения турок. Аналогичные машины были созданы даже в далекой Юго-Западной Африке.
Толчком к массовому применению легковых вооруженных автомобилей стала Вторая мировая — на редком боевом джипе не стоял пулемет, а машины спецназа, действующие в Северной Африке, обзавелись сразу несколькими. Однако вскоре на сцене появился обычный фермерский пикап, сходу вытеснивший джипы из партизанской войны. Чадские военные, практически не имевшие средств поддержки — авиации и артиллерии, — но получившие 400 подаренных Францией пикапов (Toyota Land Cruiser 40-й и 70-й серий), наголову разгромили гораздо лучше вооруженную ливийскую группировку.
Сегодня боевые пикапы можно встретить везде, где пахнет порохом. В южноамериканских странах, где партизаны борются с правительствами, наркоторговцы перестреливаются с пограничниками, а полиция уничтожает многочисленные банды, спецподразделения правоохранительных органов ездят практически только на пикапах. В Ираке непременным атрибутом полицейской машины считается пулемет — чем больше калибр, тем лучше. В Афганистане на «текникалах» (боевых пикапах) передвигается и большинство спецподразделений контингента НАТО — чехи, голландцы, французы и, само собой, американцы (не говоря уже об афганской армии, полиции и талибах). Ровно такая же ситуация складывается сейчас и в Ливии — вооруженные пикапы используются обеими воюющими сторонами, что уже приводило к неразберихе: «миротворческая» авиация наносила удары по машинам повстанцев, приняв их за солдат Каддафи.
Причины приверженности военных к пикапам понятны. Во-первых, это вместительность: за раз машина может увезти до тонны груза или до 20 человек с вооружением, что недоступно джипу. Кстати, в случае обстрела из кузова пикапа можно легко выпрыгнуть. Во-вторых, нет проблем с получением запчастей или ремонтом — сломанную машину починят в ближайшей гражданской автомастерской. Наконец, в-третьих, пикап позволяет установить в кузов мощное вооружение, компенсируя тем самым отсутствие у партизан бронетехники и авиа/артподдержки. В отличие от «текникала», работу авиации могут осложнить погодные условия и ПВО противника, а возможности артподдержки ограничены дальностью стрельбы и условиями ближнего боя, когда можно попасть по своим. Танки и бронемашины, помимо своей шумности и заметности, за «текникалами» попросту не угонятся. Получается, что для иррегулярных военных формирований лучшей поддержки, чем вооруженный пикап (одновременно служащий транспортным средством), попросту нет.
Toyota War II
Несмотря на присутствие у повстанцев ниссанов и мицубиси, популярность истинно революционной машины в Ливии сегодня имеет вполне определенный пикап — Toyota Hilux. Как говорит бывший рейнджер армии США Эндрю Эксам, «это автомобильный эквивалент автомата Калашникова». Одна из причин такой популярности — надежность. «Hilux — это рамный грузовик, — объясняет Кевин Хантер, шеф калифорнийского филиала «Тойоты». — Рама делает машину намного более прочной. Я бы назвал ее неубиваемой: у нас есть множество клиентов, которые намотали 200 и 300 тысяч миль, а машины все еще на ходу».
Мировую известность «Хайлюксам» принесли боевые действия Международных сил содействия безопасности в Афганистане, где тойоты с самого начала широко использовались талибами. Однако в основном в стране оказывались старенькие пикапы, для суровой партизанской работы малоподходящие. Все изменилось, когда воинскому контингенту Канады была поставлена крупная партия Hilux в отличном состоянии. Со временем практически целиком она оказалась в руках талибов или обычных афганцев, которые высоко оценили надежность и неприхотливость машины. Любовь афганского народа к автомобилю была настолько велика, что изображение кленового листа (символ Канады) на заднем откидном борту тойоты миротворцев стало знаком качества «текникалов». Этот знак даже стали подделывать, нанося на неканадские машины, или выкалывать в качестве татуировки на плече боевикам Талибана.
Изначально Hilux был разработан для активного отдыха американских тинейджеров, но сегодня основной контингент водителей составляют мрачные вооруженные бородачи. «Эти тойоты превращаются в своего рода умножитель военной силы, — говорит британский стратег доктор Аластер Финлейн. — Они быстрые, маневренные, а их вооружение позволяет бороться даже с легкобронированными машинами и их экипажами, чьи бронежилеты, естественно, не способны противостоять крупнокалиберным 12,7-мм пулям». Доктор Финлейн прав: широкий спектр применяемого ливийскими мятежниками оружия позволяет «текникалам» противостоять почти любым видам вооружений ливийской армии.
Наиболее часто у повстанцев можно встретить машину с установленным в кузове ДШКМ (или его китайским аналогом «Тип 54») — модернизированным 12,7-мм пулеметом Дегтярева и Шпагина. Это оружие было принято на вооружение Красной армии в 1938 году, но и в новом веке представляет собой грозную силу благодаря эффективной стрельбе по бронированным целям и высокому темпу огня.
Второй по популярности — 14,5-мм пулемет КПВ, который при стрельбе бронебойно-зажигательными боеприпасами представляет серьезную опасность даже для легкой бронетехники. Любопытно, что в ряде случаев мятежниками используется танковая модификация КПВТ, снятая с захваченной бронетехники. В этом случае к пулемету привариваются ручки и устанавливаются прицельные приспособления: танковая модификация всего этого не имеет. Повстанцы приспособили для стрельбы с пикапа и зенитную модификацию пулемета — буксируемые установки на его базе китайского и северокорейского производства (ЗПУ-½) используются и ливийской армией, и мятежниками. Венцом же повстанческой оружейной мысли стала зенитная установка ЗПУ-4 (счетверенный КПВ!), втиснутая в кузов пятиместного пикапа.
Сила революционного слова
Помимо пулеметного вооружения, значительная часть ливийских «текникалов» оснащена пусковыми установками неуправляемых реактивных снарядов (НУРС). В основном в этой роли используются блоки для… вертолетов, установленные на самодельных станках. Но встречаются и кустарные пусковые установки. Так, на одном из фото видны самодельные направляющие с авиационными 57-мм НУРС С-5, приваренные к зенитной турели с подбитого танка, которая, в свою очередь, поставлена на станок — судя по всему, от пехотного пулемета. Отсутствие прицелов и достаточной стабилизации ракет при пуске (авиационный блок предназначен для стрельбы в воздухе, где встречный воздушный поток стабилизирует ракету сразу после пуска) делает такое оружие малоэффективным (стрелять можно только в режиме «мимо города не промахнусь»).
Впрочем, есть у мятежников и «текникалы» с более серьезным артиллерийским вооружением — китайской 107-мм реактивной системой залпового огня «Тип 63» и египетской счетверенной пусковой установкой 122-мм ракет SACR. Правда, судя по фотографиям и видеозаписям, стрельба из них несет угрозу прежде всего самим повстанцам: небрежно поставленная на склоне машина грозит опрокинуться и выстрелить ракеты «на кого Аллах пошлет», от выхлопа загораются вещи и боеприпасы, лежащие в кузове, а сами стрелки, неосторожно расположившиеся рядом, после первого же залпа разбегаются, как зайцы…
В качестве оружия поддержки прямой наводкой мятежниками используются американские 106-мм безоткатные пушки М40. Наконец, армия Каддафи использует «текникалы» со спаркой переносных зенитных ракетных комплексов «Игла-С» — вполне возможно, несколько таких машин вскоре окажутся ивруках повстанцев.
Облик боевых пикапов мятежников ближе к лету претерпел изменение. В самом начале боевых действий бронирование экипажа составляли лишь воинственные надписи на бортах и революционный флаг. Однако, столкнувшись с реалиями боя в городе, повстанческие «текникалы» обзавелись толстым стальным листом перед бампером, а также самодельными щитками для пулеметчика в кузове. В некоторых мастерских пошли еще дальше и применили для бронирования машин… люки от БМП.
Хайлюкс навсегда
В общем и целом, ориентированность современных армий на участие в локальных конфликтах говорит, что в ближайшее время «текникал» не только никуда не денется с поля боя, но и будет совершенствоваться. Доктор Алистер Финлен из Университета города Аберистуит (Великобритания), изучивший рапорты военных при столкновении с повстанческими пикапами, пришел к выводу, что данный тип автомобиля имеет преимущество перед армейскими хаммерами или их аналогами. Несмотря на отсутствие брони, «текникал» обладает высокой мобильностью и мощным вооружением, что делает его идеальной машиной для партизанской тактики «бей-беги». Или для контрпартизанской — неспроста в последнее время силы быстрого реагирования и войска специального назначения пополняются высокоподвижными вооруженными автомобилями повышенной проходимости. Причем, как показывает опыт Афганистана, предпочтение все-таки отдается гражданским моделям. Так что как минимум ближайшие десятилетия Ближний Восток и Африка будут существовать под лозунгом «Хайлюкс навсегда»…
Воинственные технички
Необычное название описываемого класса машин — technical («текникал», «техничка») — имеет немалое количество объяснений. Например, можно встретить утверждение, что название пошло от термина «технический комбатант» (technical combatant), которым обозначаются солдаты, передвигающиеся на гражданской технике. На самом же деле термин возник в начале 90-х годов прошлого века, когда в Сомали вспыхнула гражданская война. Тогда частные компании для защиты собственности были вынуждены взять на работу наемников, оснастив их транспортными средствами в виде вооруженных пикапов. А поскольку это было нарушением закона, зарплата наемникам и все траты на их содержание шли под видом «технических расходов». Позже из финансовых документов название подобного транспорта — «технички» — распространилось по всему миру. Сегодня его можно встретить даже в пресс-релизах министерства обороны США.
Мы пойдем другим путем?
В СССР преимущества вооруженной гражданской машины оценили в 1929 году, когда на маневрах опытного механизированного полка был испытан американский «Форд-А». Инспектор бронесил Красной армии в заключении писал: «В процессе учений и маневров легковая машина ‘Форд' показала достаточную скорость движения, хорошую проходимость по грунтовым дорогам, достаточную надежность и большой запас хода, что выдвигает ее в разряд лучших колесных машин, которые могут быть использованы для службы обеспечения». Однако с тех пор тема специализированных вооруженных легковых автомобилей в Советском Союзе не поднималась вплоть до войны в Афганистане. К использованию трофейных «текникалов» советских спецназовцев часто побуждали не высокие боевые качества машин, а отсутствие материальной ответственности: за потерю трофейной техники наказаний не предполагалось.
Комментариев нет:
Отправить комментарий