85% региональных дорог к 2025 г. должны быть в нормативном состоянии. Такое распоряжение дал В. Путин. «АиФ» начинает акцию «Дело № 3. бездорожье»* и будет следить за тем, как оно выполняется.
Как в 1912 году...
«Дорожные» деньги регионы тратят на другие цели. Поэтому в отличие от федеральных трасс региональные и муниципальные находятся в плачевном состоянии.
Даже в Федеральном дорожном агентстве признают, что проблемы региональной дорожной сети решаются крайне медленно. Одна из причин в том, что власти регионов используют дорожные фонды как «загашник, из которого можно взять средства на другие цели», - именно такими словами весной обрисовал ситуацию президент Владимир Путин. Как пояснили в Росавтодоре, в прошлом году эти фонды пополнились на 285,8 млрд руб. (источники - акцизы на топливо, транспортный налог и поступления из федерального бюджета). Но 50 млрд руб. из этой суммы вопреки Бюджетному кодексу были потрачены не на дороги. «Соответственно, по вине местных чиновников каждый шестой рубль не дошёл до дорожников, - говорят в пресс-службе Росавтодора. - Если местные власти продолжат изымать миллиарды из своего дорожного фонда на иные цели, то никаких улучшений дорог жители этих регионов не увидят». Однако ситуация вряд ли изменится: за нарушение Бюджетного кодекса губернаторов не наказывают!
«Нормы финансирования ремонта и содержания автодорог не соблюдаются в отношении большей части дорожной сети, - согласен Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики. - Но если дорогу не ремонтировать год, то начинает разрушаться даже не покрытие, а сама конструкция - и в результате новую надо строить. За последние 25 лет автопарк России увеличился в 6 раз, а дорожная сеть - на считаные проценты. Сеть росла только в Сочи, Санкт-Петербурге и Москве, а в остальной России она сохранилась по состоянию на 1912 (!) год. России нужна сеть скоростных дорог, а не звёздочка, замкнутая на Москву. Но дело ещё и в несущей способности дорог. Сейчас большинство их рассчитано на 6-тонную осевую нагрузку, поэтому на асфальте очень быстро образуются колеи. Кроме того, в СССР некоторые виды грузов, например щебень, запрещалось перевозить по автодорогам - только речным или железнодорожным транспортом. Сейчас же на грузовиках мы возим практически всё - естественно, дороги разбиты».
В Росавтодоре считают, что плачевное состояние региональных дорог помогут исправить деньги, полученные от взносов большегрузов, которые собирает система «Платон». Эти средства расходуются в основном на определённые дорожные проекты. Так, летом правительство выделило 10,8 млрд руб. на неотложный ремонт региональных дорог и улично-дорожной сети городов. Результат - восстановлено более 1000 км дорог. Ещё 12 млрд руб. направили на строительство и ремонт мостов и путепроводов. В этом и следующем году будут отремонтированы 24 аварийных моста в Удмуртии, Чечне, Чувашии, Бурятии, Карачаево-Черкесии, Самарской, Воронежской, Брянской, Орловской, Пензенской и Тамбовской областях, Алтайском и Краснодарском краях. За 4 года в регионах построят 7 новых мостов.
Справка
479 км новых дорог РОСавтодор вводит в эксплуатацию ежегодно.
Около 90 млрд руб. выделено на строительство федеральных дорог в 2016 г.
Миллиарды - в ямы?
Деньги на ремонт дорог на самом деле выделяют немалые. Но как их тратят? И как наказывают тех, кто закапывает миллиарды в ямы?
Качество ремонта дорог - это уже притча во языцех. В начале этого года вся страна взахлёб обсуждала неприкрытую наглость дорожников: житель Липецка снял на видео, как рабочие одного из муниципальных ремонтно-строительных предприятий укладывают асфальт прямо в снег.
По камешку расклевали
Латание дыр - сплошное расточительство. Вот, например, в Казани к Универсиаде потратили около 38 млрд на дороги и развязки. А спустя 3 года их снова латают. Они пошли волнами - продавились от шин. Президент республики так возмущался… И дал ещё 2,6 млрд в этом году. Заново постелили покрытие. Дорожники, конечно же, нашли объяснение новому ремонту - «асфальт просто стёрся». Мол, не рассчитали таких транспортных потоков, не ту щебёнку использовали. «Ошибка» стоила миллиарды, но виновных в ней не оказалось.
В 2016 г. объём средств дорожного фонда на Среднем Урале составил беспрецедентную сумму - почти 17 млрд руб. Между тем уже сейчас ясно, что ремонт дорог там идёт из рук вон плохо. За последний месяц сотрудники Управления автодорог Свердловской обл. проверили качество ремонта на 32 законченных объектах. 15 отремонтированных дорог были забракованы.
Накануне сентябрьских выборов Карелия на ремонт дорог получила 700 млн руб. из федерального бюджета, из них для Петрозаводска - 450 млн. С учётом короткого лета осваивать деньги пришлось из расчёта 1,5-2 млн в день. И власти, и дорожники торопились, качество ремонта оказалось соответствующим. «Допущены явные нарушения при укладке асфальта на Комсомольском проспекте. Край асфальта я могу снять прямо голыми руками!» - рассказала общественница Людмила Ватанина. После сообщений в мэрию о нарушениях подрядчику пришлось снять свежеуложенный асфальт и всё переделать за свой счёт.
Соцсети у волгоградцев пестрят остротами типа: «Где новые дороги Волгограда?» - «Голуби по камешку расклевали». Но если вникнуть в цифры сухой статистики аварийности ГИБДД, становится не до шуток. «Только за 2015 г. из-за неудовлетворительного состояния магистралей зарегистрировано 1135 автоаварий, в которых погибли 152 человека, ещё 1349 были ранены», - рассказали в главке МВД по Волгоградской обл. В марте нынешнего года на Третьей продольной магистрали Волгограда прошёл многолюдный митинг против плохих дорог. Проходящая через полгорода магистраль сплошь усеяна ямами и выбоинами. Ямочный ремонт, который проводится дорожниками сезонно, не помогает.
Справка
Общая протяжённость всех дорог - 1 млн 479 тыс. км
Из них:
Федеральные - 51 тыс. км
Региональные - 516 тыс. км
Муниципальные - 912 тыс. км
Штраф - мёртвому припарка?
Вроде бы и дорожников, и местные власти за такие безобразия наказывают. Недавно прокуратура Екатеринбурга проверила, как тратятся средства регионального бюджета, выделенные на ремонт дорог. Было установлено, что между Управлением автомобильных дорог Свердловской обл. и Комплексным техническим центром «Металлоконструкция-Урал» с 2011 по 2013 г. было заключено 5 госконтрактов на установку барьерного ограждения. На бумаге его должны были устанавливать методом бурения грунта с дальнейшим бетонированием. На деле же дорожники использовали метод забивки стоек, а на некоторых участках барьеры отсутствовали вовсе. При этом работы чиновниками были приняты! В результате было выявлено неправомерное расходование средств областного бюджета почти на 20 млн руб. Прокуратура добивается возбуждения уголовных дел.
Судятся с дорожниками и властями и автомобилисты, пострадавшие от ям и колдобин. В сентябре житель городского округа Бор Нижегородской обл. через суд взыскал с подрядчика, содержащего участок дороги, ущерб за повреждённую машину - 165,3 тыс. руб.
В конце 2015 г. житель Липецка попал на своей машине в яму, которая, как выяснилось, превышала допустимые пределы по глубине на 175%. За полученные повреждения суд обязал мэрию выплатить автовладельцу 525 тыс. руб.
По идее, такие штрафы должны удержать дорожников и чиновников от махинаций и заставить их работать честно. Но... В Перми недавно приговорили к штрафу в 50 млн директора дорожной фирмы - за дачу взятки чиновнику. Тот перечислил судебным исполнителям 5 млн, а оставшиеся 45 млн принёс наличными. У дорожников, видимо, с деньгами проблем нет. И штрафы, даже такие, - сущие копейки по сравнению с тем, сколько они «зарабатывают» на ямах и колдобинах.
Кто так строит? И почему?
Неужели наши дорожники не могут взять на вооружение новейшие технологии строительства?
Наша беда не только в том, что к строительству и ремонту дорог чиновники за откаты допускают непрофессионалов, и не в том, что строители воруют материалы и нарушают нормативы, уверен Павел Горячкин, глава Союза инженеров-сметчиков: «Простор для махинаций дают и сами устаревшие нормативы, созданные ещё в конце XX в. У дорожников уже есть и новые западные технологии строительства, и возможность использовать новые материалы. Например, новые добавки к цементобетону, которые делают его устойчивым к заморозкам и оттаиванию, или модификацию асфальтобетона, укреплённого переработанными покрышками, более вязкий битум. Известны нам и такие технологии, как отказ от основы из щебня в пользу бетонного покрытия, и использование минеральных вяжущих материалов, предохраняющих бетон от растрескивания. Но применять всё это наши строители попросту не могут. Ведь если технологии и материалы не заложены в нормы, у проектировщиков нет никакой возможности включать их в проекты, а у подрядчиков - в сметы.
Минтранс и Минпромторг давно уже приняли новые российские и межгосударственные стандарты, в т. ч. на новые материалы и технологии. Но они не отражены в сводах правил, за которые отвечает Министерство строительства. Небольшие изменения в строительные нормы и правила (СНиПы) по автодорогам вносили в 2003 г. Но в основном Минстрой просто переписывает СНиПы 30-летней давности.
Улучшить качество дорог помогут и контракты жизненного цикла (когда компания, построившая дорогу, будет отвечать за её ремонт и обслуживание). Они должны отбить охоту использовать некачественные материалы и нарушать технологию. Но пока проектов с такими контрактами в стране - считаные единицы. Более активно внедряется практика гарантийного ремонта. В России срок гарантии на дорожное покрытие зависит от региона. Например, в Астрахани - 2 года, а в Томске - 5 лет. Закон о единых гарантиях завис в Госдуме. Но тут важно, чтобы тендеры на строительство выигрывали профессионалы, а не подставные конторы - ведь если фирма, положившая асфальт, закроется через месяц, то и гарантийный ремонт спросить будет не с кого».
Справка12 лет — межремонтный срок эксплуатации дорог планируется по новым нормативам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий