Автомобили сами ездят, общаются между собой и разговаривают
со светофорами? Похоже, японцы пересмотрели «Терминатора»... И всё же
речь идёт о серийных (или без пяти минут серийных) технологиях!
Двадцать-Двадцать... Автомобильные компании тиражируют эту мантру с фанатичностью сектантов. Если верить их учению, именно в 2020 году наступит полный симбиоз людей и машин. Не будет больше аварий, а если дорожная катастрофа всё же случится, то уж точно без жертв. Побороть пресловутый человеческий фактор поможет автопилот — сегодня над этой технологией работают Nissan, Volvo, Audi, Jaguar, Mercedes-Benz, BMW, Tesla и даже Google.
Toyota на фоне других вроде бы ничем не выделяется. Беспилотники, нулевая смертность, двадцать-двадцать... Но разница есть. Ведь научить современную машину ездить самостоятельно — не такая уж сложная задача. Уже сейчас тот же Mercedes-Benz S-класса способен некоторое время автономно двигаться по магистрали. Проблема в том, что «приручить» автопилот в городской среде гораздо сложнее — здесь ему в идеале требуется информация от других машин и объектов инфраструктуры, плюс, шибко умная программа для обработки данных. Вот тут-то инженеры и хватаются за головы — такие инвестиции не каждая компания потянет. А Toyota тихой сапой взяла и запустила зачатки «Скайнета» в производство!
Как «Корона» стала первой
Модель Crown для Японии — как символ самурайского постоянства: 60 лет на рынке, 14 поколений позади! И вот при очередном обновлении Toyota рискнула установить на столь важный для себя автомобиль ITS Connect — первую в мире систему, позволяющую машинам обмениваться данными между собой и уличными объектами. И просят, в общем, недорого — порядка 300 долларов. Но что покупатели получат за эти деньги?
Обновлённая Toyota Crown и две вещицы, которые сделали её самой общительной машиной в мире
На парковку заруливают два «Крауна». За «баранку» не пускают. Мол, за работой системы с пассажирского кресла наблюдать сподручнее. Не доверяют — мне или электронике? Но я всё равно в предвкушении маленького чуда. Так как в теории ITS Connect — это почти бортовой Нострадамус. Он способен заранее предупредить о красном сигнале светофора, дать обратный отсчёт до включения зелёного света, оповестить о приближающейся и пока невидимой в зеркала «скорой помощи», уберечь от столкновения при повороте/развороте через встречку...
В Японии едва ли не половина ДТП с жертвами происходит на перекрёстках. Вот почему развитие проекта ITS поддерживает государство
Ну а если в пределах обнаружения появится другой автомобиль с такой же системой, то активному круиз-контролю будет проще поддерживать оптимальную дистанцию. Ведь о разгонах и торможениях «ведущего» ваша машина будет узнавать не постфактум, а заранее. А это тоже выгода — нет лишних рывков, экономится топливо...
Но эту функцию в действии нам так и не показали. Хотя идущие друг за другом «Крауны» совершенно точно «подружились». Об этом сообщил индикатор на экране борткомпьютера (зажглась зелёная машинка с радиоволнами — соединение установлено). В общем, поверим на слово тойотовским инженерам, что деликатное поддержание дистанции реально работает.
Серийная тойотовская система ITS Connect имеет пять функций
Въезжаем на перекрёсток и пытаемся проскочить направо, пропустив встречных (то есть в России это был бы левый поворот). Обзор вперёд закрывает ждущий стрелки автобус, в направлении движения видимость тоже не ахти — солнце слепит. Ну всё, вроде чисто. Но только водитель отпускает тормоз, как дисплей в комбинации приборов начинает моргать предупреждающим жёлтым и раздаётся тревожный зуммер. На переходе, как оказалось, — пешеход, а из-за автобуса накатывает встречный грузовик!
Вот так ITS Connect работает в реальной обстановке. Обратите внимание на зуммер и дисплей в комбинации приборов
ITS сработала. На подъезде к «умному» перекрёстку она автоматически подключилась к его потоку данных и распознала опасности. Вот только сделала это с солидной перестраховкой. По словам разработчиков, сигнал подаётся водителю, если встречная машина находится в 4-6 секундах движения от точки возможного удара. Если принять, что при скорости 60 км/ч за 4 с автомобиль проезжает почти 70 м, то вроде всё в норме. Но по факту ITS оставлял гораздо больший запас — до пары сотен метров. В общем, если бы дело происходило в Москве, мы бы с этого перекрёстка никогда не уехали и наслаждались проклятиями соседей по потоку. У нас так «тупить» нельзя!
Обзор встречки закрыл крупный транспорт, но система уже предупредила водителя об опасности
Да что Москва, даже в Токио ITS пока находится в зачаточном состоянии. На всю Японию насчитывается от силы 25 «умных» перекрёстков, а общаться с ними пока может лишь Toyota Crown. Но маховик запущен, его не остановить. Уже в марте 2016 года география системы расширится вдвое. Вскоре ITS Connect получит новый Prius, затем и другие тойотовские модели. Причём компания готова поделиться своим протоколом обмена данными с другими автопроизводителями. А раз так, то интеграция машин в единую информационную сеть не заставит себя долго ждать. Во всяком случае, в Стране Восходящего Солнца.
Сам себе картограф
Над настоящими беспилотниками Toyota тоже не прекращает трудов. В рамках программы Mobility Teammate Concept прототипы на основе гибридных Lexus GS уже наматывают километры по Японским островам и США. Первая цель достигнута — автопилот научили въезжать и съезжать с магистралей, ну и двигаться по ним, само собой. В серию такие машины поступят к... правильно, 2020 году! То есть когда Токио примет Олимпийские игры.
Эти устройства превращают обычный Lexus GS в беспилотник
Уже сейчас беспилотные Lexus GS с виду мало чем отличаются от обычных машин. Встроенные в бамперы лазерные датчики — лидары, антенны на заднем спойлере, комплект стереокамер за ветровым стеклом (как у субаровского комплекса EyeSight) — вот и всё! Пробую обнаружить обходные технологии в салоне. Тоже мимо — автопилот выдаёт лишь кнопка его активации на руле.
Как управлять автопилотом? Очень просто — всего одной кнопкой
Тем не менее, на втором ряду за водителем устроился инженер с ноутбуком. Что там на экране — не рассмотреть, мешает «антишпионская» плёнка. Видя моё любопытство, испытатель пояснил: «Только контроль параметров, ничего более, в управление я не вмешиваюсь».
Перестроения, сложные развязки и ходовые повороты уже сейчас не вызывают у беспилотника проблем. Осталось ему научиться ездить побыстрее, чтобы пенсионеры не обгоняли
Шлагбаум взлетает вверх, мы проехали через терминал оплаты. Та-дам! Экран мультимедийки тут же оповестил о готовности беспилотного режима. Тойотовец стращает: мол, это самая жуткая по трафику магистраль в Японии, даже он не рискует сюда соваться — страшно! Водитель при этом жмёт кнопку и отпускает руки. Lexus невозмутимо продолжил движение. Сам разогнался, сам включил поворотник и встроился в поток, не заблудился на сложной развязке и двинулся по заданному маршруту. Хотя хоррором здесь не пахнет. Уж не знаю, что так напугало японца, но плотность движения оказалась не выше, чем на МКАД в середине дня. Даже моя бабушка не растерялась бы.
Сообразительности и скорости реакции тойотовского автопилота хватает для езды со скоростью не более 130 км/ч. Для справки, в Японии быстрее 100 км/ч гонять запрещено
И всё равно автономный Lexus удивил — никаких рывков и метаний! Не преувеличу, если скажу, что даже водителю-персональщику такая вкрадчивость движений неведома. Все манёвры машина проделывала плавно и грациозно. А порой даже слишком осторожно. К примеру, в поворотах GS сбавлял скорость сильнее, чем грузовики в соседних полосах. «Безопасность прежде всего, — прокомментировал инженер. — Поэтому у водителя нет возможности “разогнать” автопилот».
Автопилот и протокол общения автомобилей в теории позволят в роботизированном режиме сократить безопасную дистанцию до полуметра. Место на дорогах экономится — пробок становится меньше
А вот уже и съезд. Снова ворота терминала, и мультимедийка сообщила о желании завершить беспилотный режим. Автономный Lexus GS проверку боем выдержал. Так почему же он ещё не на конвейере? Во-первых, по-прежнему актуальна юридическая проблема. В мире никто до сих пор чётко не определил статус беспилотников. Случись вдруг авария — кто ответит? Во-вторых, для правильной привязки к местности автопилоту необходимы не только датчики и радары, а также связь с инфраструктурой. Нужны сверхточные карты, причём регулярно обновляемые. Лучше всего — в режиме реального времени. Как этого добиться?
Важно научить электронику не просто распознавать пешеходов, но и предугадывать их действия. Вдруг какой-нибудь псих решит кинуться под колёса! Как его не сбить на высокой скорости? Точного ответа у инженеров пока нет
Toyota предложила записать в картографы... самих автовладельцев! Если уж на машине стоят стереоскопические видеокамеры, так почему бы их не использовать? Вот и получается — автомобили ездят по дорогам и моментально передают в центральный «облачный» сервис 3D-картинку улиц и трасс. Компьютер поток данных обрабатывает и тут же рассылает информацию по всем абонентам сети. Выходит, обновления идут бесконечно!
Все возможности беспилотного вождения на магистралях в одном красочном видеоролике
Осталось дело за малым — наладить работу такой сложной системы. Пока её де-факто нет даже в Японии. Но обязательно будет. Ведь на Олимпиаде с магической датой 2020 нация передовых технологий просто обязана удивить.
Двадцать-Двадцать... Автомобильные компании тиражируют эту мантру с фанатичностью сектантов. Если верить их учению, именно в 2020 году наступит полный симбиоз людей и машин. Не будет больше аварий, а если дорожная катастрофа всё же случится, то уж точно без жертв. Побороть пресловутый человеческий фактор поможет автопилот — сегодня над этой технологией работают Nissan, Volvo, Audi, Jaguar, Mercedes-Benz, BMW, Tesla и даже Google.
Toyota на фоне других вроде бы ничем не выделяется. Беспилотники, нулевая смертность, двадцать-двадцать... Но разница есть. Ведь научить современную машину ездить самостоятельно — не такая уж сложная задача. Уже сейчас тот же Mercedes-Benz S-класса способен некоторое время автономно двигаться по магистрали. Проблема в том, что «приручить» автопилот в городской среде гораздо сложнее — здесь ему в идеале требуется информация от других машин и объектов инфраструктуры, плюс, шибко умная программа для обработки данных. Вот тут-то инженеры и хватаются за головы — такие инвестиции не каждая компания потянет. А Toyota тихой сапой взяла и запустила зачатки «Скайнета» в производство!
Как «Корона» стала первой
Модель Crown для Японии — как символ самурайского постоянства: 60 лет на рынке, 14 поколений позади! И вот при очередном обновлении Toyota рискнула установить на столь важный для себя автомобиль ITS Connect — первую в мире систему, позволяющую машинам обмениваться данными между собой и уличными объектами. И просят, в общем, недорого — порядка 300 долларов. Но что покупатели получат за эти деньги?
Обновлённая Toyota Crown и две вещицы, которые сделали её самой общительной машиной в мире
На парковку заруливают два «Крауна». За «баранку» не пускают. Мол, за работой системы с пассажирского кресла наблюдать сподручнее. Не доверяют — мне или электронике? Но я всё равно в предвкушении маленького чуда. Так как в теории ITS Connect — это почти бортовой Нострадамус. Он способен заранее предупредить о красном сигнале светофора, дать обратный отсчёт до включения зелёного света, оповестить о приближающейся и пока невидимой в зеркала «скорой помощи», уберечь от столкновения при повороте/развороте через встречку...
В Японии едва ли не половина ДТП с жертвами происходит на перекрёстках. Вот почему развитие проекта ITS поддерживает государство
Ну а если в пределах обнаружения появится другой автомобиль с такой же системой, то активному круиз-контролю будет проще поддерживать оптимальную дистанцию. Ведь о разгонах и торможениях «ведущего» ваша машина будет узнавать не постфактум, а заранее. А это тоже выгода — нет лишних рывков, экономится топливо...
Но эту функцию в действии нам так и не показали. Хотя идущие друг за другом «Крауны» совершенно точно «подружились». Об этом сообщил индикатор на экране борткомпьютера (зажглась зелёная машинка с радиоволнами — соединение установлено). В общем, поверим на слово тойотовским инженерам, что деликатное поддержание дистанции реально работает.
Серийная тойотовская система ITS Connect имеет пять функций
Въезжаем на перекрёсток и пытаемся проскочить направо, пропустив встречных (то есть в России это был бы левый поворот). Обзор вперёд закрывает ждущий стрелки автобус, в направлении движения видимость тоже не ахти — солнце слепит. Ну всё, вроде чисто. Но только водитель отпускает тормоз, как дисплей в комбинации приборов начинает моргать предупреждающим жёлтым и раздаётся тревожный зуммер. На переходе, как оказалось, — пешеход, а из-за автобуса накатывает встречный грузовик!
Вот так ITS Connect работает в реальной обстановке. Обратите внимание на зуммер и дисплей в комбинации приборов
ITS сработала. На подъезде к «умному» перекрёстку она автоматически подключилась к его потоку данных и распознала опасности. Вот только сделала это с солидной перестраховкой. По словам разработчиков, сигнал подаётся водителю, если встречная машина находится в 4-6 секундах движения от точки возможного удара. Если принять, что при скорости 60 км/ч за 4 с автомобиль проезжает почти 70 м, то вроде всё в норме. Но по факту ITS оставлял гораздо больший запас — до пары сотен метров. В общем, если бы дело происходило в Москве, мы бы с этого перекрёстка никогда не уехали и наслаждались проклятиями соседей по потоку. У нас так «тупить» нельзя!
Обзор встречки закрыл крупный транспорт, но система уже предупредила водителя об опасности
Да что Москва, даже в Токио ITS пока находится в зачаточном состоянии. На всю Японию насчитывается от силы 25 «умных» перекрёстков, а общаться с ними пока может лишь Toyota Crown. Но маховик запущен, его не остановить. Уже в марте 2016 года география системы расширится вдвое. Вскоре ITS Connect получит новый Prius, затем и другие тойотовские модели. Причём компания готова поделиться своим протоколом обмена данными с другими автопроизводителями. А раз так, то интеграция машин в единую информационную сеть не заставит себя долго ждать. Во всяком случае, в Стране Восходящего Солнца.
Сам себе картограф
Над настоящими беспилотниками Toyota тоже не прекращает трудов. В рамках программы Mobility Teammate Concept прототипы на основе гибридных Lexus GS уже наматывают километры по Японским островам и США. Первая цель достигнута — автопилот научили въезжать и съезжать с магистралей, ну и двигаться по ним, само собой. В серию такие машины поступят к... правильно, 2020 году! То есть когда Токио примет Олимпийские игры.
Эти устройства превращают обычный Lexus GS в беспилотник
Уже сейчас беспилотные Lexus GS с виду мало чем отличаются от обычных машин. Встроенные в бамперы лазерные датчики — лидары, антенны на заднем спойлере, комплект стереокамер за ветровым стеклом (как у субаровского комплекса EyeSight) — вот и всё! Пробую обнаружить обходные технологии в салоне. Тоже мимо — автопилот выдаёт лишь кнопка его активации на руле.
Как управлять автопилотом? Очень просто — всего одной кнопкой
Тем не менее, на втором ряду за водителем устроился инженер с ноутбуком. Что там на экране — не рассмотреть, мешает «антишпионская» плёнка. Видя моё любопытство, испытатель пояснил: «Только контроль параметров, ничего более, в управление я не вмешиваюсь».
Перестроения, сложные развязки и ходовые повороты уже сейчас не вызывают у беспилотника проблем. Осталось ему научиться ездить побыстрее, чтобы пенсионеры не обгоняли
Шлагбаум взлетает вверх, мы проехали через терминал оплаты. Та-дам! Экран мультимедийки тут же оповестил о готовности беспилотного режима. Тойотовец стращает: мол, это самая жуткая по трафику магистраль в Японии, даже он не рискует сюда соваться — страшно! Водитель при этом жмёт кнопку и отпускает руки. Lexus невозмутимо продолжил движение. Сам разогнался, сам включил поворотник и встроился в поток, не заблудился на сложной развязке и двинулся по заданному маршруту. Хотя хоррором здесь не пахнет. Уж не знаю, что так напугало японца, но плотность движения оказалась не выше, чем на МКАД в середине дня. Даже моя бабушка не растерялась бы.
Сообразительности и скорости реакции тойотовского автопилота хватает для езды со скоростью не более 130 км/ч. Для справки, в Японии быстрее 100 км/ч гонять запрещено
И всё равно автономный Lexus удивил — никаких рывков и метаний! Не преувеличу, если скажу, что даже водителю-персональщику такая вкрадчивость движений неведома. Все манёвры машина проделывала плавно и грациозно. А порой даже слишком осторожно. К примеру, в поворотах GS сбавлял скорость сильнее, чем грузовики в соседних полосах. «Безопасность прежде всего, — прокомментировал инженер. — Поэтому у водителя нет возможности “разогнать” автопилот».
Автопилот и протокол общения автомобилей в теории позволят в роботизированном режиме сократить безопасную дистанцию до полуметра. Место на дорогах экономится — пробок становится меньше
А вот уже и съезд. Снова ворота терминала, и мультимедийка сообщила о желании завершить беспилотный режим. Автономный Lexus GS проверку боем выдержал. Так почему же он ещё не на конвейере? Во-первых, по-прежнему актуальна юридическая проблема. В мире никто до сих пор чётко не определил статус беспилотников. Случись вдруг авария — кто ответит? Во-вторых, для правильной привязки к местности автопилоту необходимы не только датчики и радары, а также связь с инфраструктурой. Нужны сверхточные карты, причём регулярно обновляемые. Лучше всего — в режиме реального времени. Как этого добиться?
Важно научить электронику не просто распознавать пешеходов, но и предугадывать их действия. Вдруг какой-нибудь псих решит кинуться под колёса! Как его не сбить на высокой скорости? Точного ответа у инженеров пока нет
Toyota предложила записать в картографы... самих автовладельцев! Если уж на машине стоят стереоскопические видеокамеры, так почему бы их не использовать? Вот и получается — автомобили ездят по дорогам и моментально передают в центральный «облачный» сервис 3D-картинку улиц и трасс. Компьютер поток данных обрабатывает и тут же рассылает информацию по всем абонентам сети. Выходит, обновления идут бесконечно!
Все возможности беспилотного вождения на магистралях в одном красочном видеоролике
Осталось дело за малым — наладить работу такой сложной системы. Пока её де-факто нет даже в Японии. Но обязательно будет. Ведь на Олимпиаде с магической датой 2020 нация передовых технологий просто обязана удивить.
Комментариев нет:
Отправить комментарий