воскресенье, 13 июля 2014 г.

Пьяных водителей будут прощать

Срок лишения водительских прав за пьяную езду могут сократить за хорошее поведение


За примерное поведение водителям-«лишенцам» могут возвращать права раньше срока. При наличии положительной характеристики с места работы они смогут получить права по истечении половины срока наказания. Эксперты опасаются, что такие изменения в законе станут очередным поводом для развития коррупции, а предоставить объективные доказательства раскаяния смогут далеко не все автомобилисты.


Автолюбители, лишенные водительских прав, могут получить шанс на их досрочный возврат. Законопроект, который предусматривает условно-досрочное освобождение от административного наказания в виде лишения права управления транспортным средством, был зарегистрирован в Госдуме. Автором инициативы выступил член Совета Федерации Владимир Федоров.

Согласно тексту документа, в случае лишения прав за управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии водительское удостоверение автолюбитель сможет получить досрочно, если судом будет признано, что для своего исправления с учетом примерного поведения он не нуждается в дальнейшем лишении прав.

Отметим, что, согласно ст. 12.8 КоАП РФ, управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения подразумевает штраф в размере 30 тыс. руб. и лишение прав на срок от полутора до двух лет.

Условно-досрочное освобождение и возврат водительских прав будут возможны по истечении половины срока назначенного наказания. Суд будет рассматривать вопрос об УДО по ходатайству общественной организации или трудового коллектива, в котором состоит лишенный прав водитель.
«В российском законодательстве существует институт условно-досрочного освобождения, позволяющий осужденным по ряду уголовных преступлений выйти на свободу досрочно, — говорится в тексте пояснительной записки к законопроекту. — В то же время за менее тяжкие с точки зрения общественности преступления — административные правонарушения — такая возможность отсутствует».

Автор инициативы отмечает, что такая практика существовала в Советском Союзе: ст. 297 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях предусматривала сокращение срока лишения права на управление транспортным средством при «добросовестном отношении к труду и примерном поведении» водителя.

По мнению сенатора Федорова, такое изменение в Кодексе РФ об административных правонарушениях «послужит ощутимым стимулом законопослушного поведения гражданина».

Также законопроект предусматривает пересдачу водителями экзаменов, в случае если они были лишены прав на срок более одного года. «Навыки вождения и знание ПДД при лишении прав на срок от трех месяцев до одного года не утрачиваются», — считает Федоров.

Автор инициативы полагает, что такое изменение существующего закона «позволит снизить нагрузку на экзаменационные подразделения Госавтоинспекции и повысить качество обслуживания населения».
«В стране ежегодно лишается прав на управление транспортными средствами около 1 млн человек. В то же время ежегодно в ГИБДД сдают экзамены на получение водительского удостоверения более 2 млн человек, без учета тех, кто сдает экзамены не в первый раз», — приводит статистику сенатор.

Депутат Госдумы РФ и лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков считает, что на данном этапе нельзя точно сказать, как подобный законопроект будет воспринят обществом и экспертами.
«Пока сложно сказать, будет ли инициатива рекомендована комитетом Госдумы или нет. Но эту идею мы неоднократно обсуждали раньше с Федоровым, и в теории это хорошая идея, — рассказал «Газете.Ru» Лысаков. — У нас есть УДО для осужденных по уголовным делам, а вот по административным — нет, и это несправедливо».

Конечно, множество автомобилистов будут обеими руками «за» такое изменение в законе, но, с другой стороны, общество может воспринять это как послабление борьбы с пьяными водителями».
«При этом надо понимать, что случаи, когда водителя лишают прав за езду в состоянии алкогольного опьянения, бывают разные. К примеру, поймали где-то в поле парня на мотоцикле или человеку стало плохо, и других вариантов, кроме как садиться за руль и везти его в больницу, нет, — приводит пример Лысаков. — В таких случаях, конечно, судьи должны в ситуации вникать, но в 99,9% случаев лишают водителя прав, не разбираясь во всех деталях».

«Нужно посмотреть на предложенный в законопроекте механизм, который будет использоваться для подтверждения законопослушности водителя. Надо понимать, как будет выглядеть ходатайство об УДО.

Ведь если «лишенец» работает в частной фирме, ему там могут дать какие угодно рекомендации», — рассуждает депутат.

Председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин инициативу не поддерживает. По его мнению, она направлена исключительно на создание условий для развития коррупции.
«Дело в том, что широкое применение камер видеофиксации нарушений и передача полномочий проведения техосмотра страховым компаниям подорвали благосостояние сотрудников Госавтоиснпекции, — пояснил «Газете.Ru» свою позицию Похмелкин.

— Соответственно, у ГИБДД есть желание подзаработать, потому и предлагаются такие экзотические законопроекты».

Похмелкин уверен, что никаких объективных критериев для определения того, что человек исправился, найти нельзя.

«Предлагается предоставлять справки с места работы. А если водитель безработный? А если он пенсионер? Где он возьмет справку? — говорит эксперт. — Кроме того, лишают прав ведь не только за пьянку, но и, скажем, за выезд на полосу встречного движения. И как тут доказать, что ты исправился? На Библии поклясться?
«Давайте лучше подумаем о том, чтобы вообще отменить такую меру наказания, как лишение права управления транспортным средством,

— обращается к законотворцам эксперт. — Мы видим, что это не работает: водители все равно часто лишаются прав повторно. Лишение можно заменить крупным штрафом, и такую меру, как административный арест, не надо убирать, это эффективное наказание».

А также

За нарушение ПДД больше не будут снимать автомобильные номера. За неуплату штрафа перестанут сажать под арест. Административные нарушения, совершенные в безлюдной местности, можно будет оформить без поиска понятных — для этого гаишникам выдадут видеокамеры. Такие нововведения могут заработать уже с осени этого года. Эксперты опасаются, что оформление протоколов без понятых приведет к росту коррупции в рядах ГИБДД.

Инициатива депутата Госдумы и лидера партии «Автомобильная Россия» Вячеслава Лысакова об отмене ряда мер административного обеспечения наказания и упрощения порядка оформления нарушений ПДД вступит в силу в ближайшее время.

Как сообщил «Газете.Ru» сам автор поправок, в Госдуме прошло уже второе чтение соответствующего законопроекта. Третье чтение назначено на пятницу, после чего документ будет отправлен на одобрение Совета Фередации, а затем на подпись президенту Владимиру Путину. Заработать поправки могут уже с этой осени.

Первым нововведением станет отмена такой меры обеспечения административного наказания, как снятие автомобильных номеров.
«К примеру, в настоящее время в КоАП подобная процедура предусмотрена за чрезмерную тонировку, — объяснил Лысаков. – Если снимешь ее по требованию сотрудников ГИБДД и заплатишь штраф, то можешь ехать дальше, а если нет, то они снимают с машины номера. Сейчас эта процедура потеряла смысл: их можно купить по документам на автомобиль в любом количестве и получить хоть десять дубликатов».


Второй новеллой стала отмена административного ареста за неуплату штрафа.
«В настоящее время, согласно статье 20.25 КоАП, неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов. Но мы посчитали, что административный арест – слишком жесткое наказание с гуманистической точки зрения. И сидеть в нашей каталажке за 500–1000 руб. нельзя.
Кроме всего прочего, этот вид наказания трудно администрировать. Поэтому мы этот вид наказания снимаем», — рассказал депутат.

Тем не менее такая поблажка не означает, что неплательщики штрафов теперь будут жить более вольготно. Напротив, в дальнейшем депутаты планируют ввести новые административные санкции, которые ряду автомобилистов могут показаться куда более жесткими. К примеру, депутат предполагает, что может быть разработана новая система взимания пени; кроме того, водителей, не уплативших штрафы за нарушение ПДД, в будущем могут лишать водительских прав.

Изменения будут внесены также и в работу института понятых, присутствие которых требуется при оформлении административного правонарушения.
«Институт понятых не отменяется как таковой, но если их присутствие технически или физически невозможно обеспечить, то достаточно применения видеозаписи для того, чтобы фиксировать все происходящее. У полицейских будут видеокамеры, с помощью которых они будут фиксировать правонарушение и прикладывать запись к протоколу. К примеру, ночь, они остановили машину, а водитель пьян – где взять свидетелей? Их нет. В таком случае можно обойтись без них», — пояснил «Газете.Ru» Лысаков.

Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин часть предложений депутата поддержал.

«В условиях коррумпированности сотрудников Госавтоинспекции очень хорошо, если у них больше не будет права скручивать у водителей госномера, — заявил Похмелкин «Газете.Ru».

– Эта мера обеспечения административной ответственности всегда была дополнительным источником для поборов, поэтому чем меньше подобных возможностей, тем лучше».

Говоря об отмене административного ареста за неуплату штрафов, Похмелкин отметил, что эта мера и так применялась довольно редко. При этом он опасается, что взамен этого послабления могут появиться более суровые наказания для водителей.

«Либерализация в этом случае может обернуться ужесточением репрессий, — считает Похмелкин.

– И если в дальнейшем появится такая перспектива, как введение лишения прав за неуплату штрафов, то лучше уж посидеть под арестом.

Судебные приставы и так не справляются с неплательщиками штрафов, поэтому к такой инициативе я отношусь с осторожностью».

Похмелкин высказался категорически против оформления административных правонарушений без понятых.
«Третья мера не лезет ни в какие ворота, — возмутился правозащитник. – При всей ее условности, ограничение процессуальных гарантий категорически недопустимо. Человека могут лишить водительских прав, при повторных правонарушениях ему даже может грозить уголовная ответственность.
Понятой ставит свою подпись, несет ответственность. А сотрудники ГИБДД могут наснимать что угодно и как угодно, а если дело происходит в темное время суток – так еще попробуй разбери, что там происходит.

Если у гаишников такая проблема с понятыми в безлюдных местах, так, может быть, там просто не надо стоять и караулить водителей? Если машина им показалась подозрительной, пусть проследят за ней, а не устраивают засады. Я уверен, что эта инновация вызовет серьезный протест».

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, в свою очередь, согласен, что в снятии регистрационных знаков, если превышен уровень тонировки или нет действующего полиса ОСАГО, нет смысла уже около года. И от этой меры давно нужно было избавиться.
«Что касается административного ареста, то в КоАП есть много нелогичных норм, — говорит Травин «Газете.Ru». — Например, если вы везете ребенка непристегнутым – за это штраф 3 тыс. руб. А за 500 руб. 15 суток – мол, детей можно наделать сколько угодно. Конечно, за такую сумму людей нельзя приговаривать к каталажке».

Говоря о системе работы понятых, Травин обратил внимание, что от их услуг можно отказаться только де-юре, поскольку де-факто она уже давно отменена.
«В настоящее время система понятых практически не работает, — говорит Травин. — Конечно, можно остановить прохожих и попросить их подтвердить, что водитель что-то нарушил.

Но сейчас водители стали настолько агрессивны, что запросто могут пригрозить понятому последующей расправой.

Поэтому люди всячески избегают ситуаций, когда их могут привлечь в качестве понятых. Поэтому часто в рейды гаишники берут с собой одних и тех же добровольных помощников. Одни и те же фамилии переходят из протокола в протокол. Или их подписи вовсе появляются на документах в самом конце. Получается, что сейчас понятой – это фикция. Однако эту ситуацию можно устранить. Ведь понятой выполняет такую функцию, как общественный контроль. Например, он следит за тем, что мундштук в алкометре был запечатан, а не извлечен из грязного кармана, что все заявленные цифры соответствуют правде, и даже может внести изменения в протокол, если ему что-то не понравилось. Но нам живых людей предлагают заменить видеокамерой.

А видеокамеры, как мы знаем, снимают только то, что хочет оператор.

И даже если попадется добросовестный сотрудник ДПС, то все равно будет скапливаться огромное количество видеозаписей — и кто будет все их контролировать? Никакие камеры не заменят живых понятых».
источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий