среда, 30 ноября 2016 г.

ВАЗ-2108 и другие автомобили Фиделя Кастро

Лидер Кубинской революции дышал к автомобилям весьма ровно, но в истории Острова Свободы был даже этап Формулы-1.

Кубинская «машина времени» оказалась невечной, хотя с детских лет где-то внутри жило подспудное чувство, что Фидель Кастро вечен, как шелест волн на пляжах Малекона. Уйдя из жизни на 91-м году жизни, он оставил богатое, хотя во многом однообразное наследие. Понятно, что Куба больше не будет такой, какой была с 1959 года. Однажды откроются архивы, историки будут изучать документы и наконец-то определят, какие из 638 покушений на Фиделя были всамделишными, а какие — вымышленными.


Будет меняться и автопарк Кубы. Тем, кто хочет увидеть своими глазами разваливающуюся машину времени, нужно срочно покупать авиабилет до Гаваны. Законсервировав свою страну на многие десятилетия, Фидель оставил кубинцам предельно скудный выбор — либо донашивать старые американские автомобили, либо приобретать советские. Иномарки были исключением и просачивались преимущественно по дипломатическим каналам, как это было и в СССР. Благоприятные погодные условия, сравнительно небольшие пробеги (куда с острова уедешь?) и рукастые автослесари поддерживали рухлядь в состоянии, годном для передвижения. Достаточно сказать, что до сих пор живы два прекрасных купе Continental Mark II, заказанные Мартой Батистой, женой диктатора Фульхенсио Батисты, свергнутого в ходе Кубинской революции 1 января 1959 года.
















Хороших машин на острове было немало. Куба и без того была манящим игорным домом для американских туристов, которых привлекали пляжи, ром и доступные женщины. Но Батиста смекнул, что привлечет еще больше богачей с помощью автомобильных гонок. И в 1957 году состоялся, правда, вне зачета, кубинский Гран-При Формулы-1. Следующий Гран-При прошел годом позже. Расчет Батисты оправдался: гостей было много, а гонку выиграл Стирлинг Мосс на Maserati Tipo 61. Но автоспортивный мир запомнил эти гонки по другой причине: перед вторым этапом в Гаване был похищен легендарный гонщик Хуан Мануэль Фанхио — и умыкнули его, как несложно догадаться, революционеры «Движения 26 июля», которое возглавлял Фидель Кастро. Позже Фанхио вернули — и даже извинились перед братским народом Аргентины за доставленное беспокойство. Имена похитителей Фанхио не выдал и потом долгие годы общался с Фиделем и даже приезжал на Кубу. В 1960 году Формула-1 снова заглянула на Остров Свободы — это было еще до того, как Кастро вдруг заявил, что будет строить социализм: гонка прошла на военной базе Camp Columbia. С тех пор автоспорт был предан забвению как проявление буржуазной культуры.




Сам Фидель автомобилями всерьез не интересовался, хотя внимательно следил за тем, как чувствует себя мировой автопром. К примеру, идею использовать биотопливо вместо бензина считал кощунственной, поскольку не мог себе представить, как буржуи, недорезанные его братьями-революционерами, могут переводить на спирт кукурузу и сахарный тростник в то время, когда миллионы людей по всему миру элементарно голодают.




















При этом Фидель пользовался машинами по большей части не последнего десятка. В любви к автомобильной роскоши его, конечно, нельзя было упрекнуть. Для домашних выездов он предпочитал не особо выделяющиеся машины — например, поезженные Олдсмобили эпохи Батисты или простенький ГАЗ-69. А роскошные лимузины, подаренные преимущественно советскими лидерами, отправлял для встречи в аэропорту важных гостей.




Машины Фиделю дарили довольно часто. Например, в конце 1984 года, когда, считай, еще ни одна серийная «восьмерка» не сошла с конвейера АВТОВАЗа, на заводе уже готовили подарок другу Фиделю — «серийный» ВАЗ-2108. Говорят, даже не одну машину, а две. Теперь сложно сказать, как часто ездил на «восьмерке» глава Кубы — и ездил ли вообще. Свидетельств тому не осталось. Или все-таки есть таковые? Историки разберутся.




Тем, кто серьезно занимается изучением автомобилей вождей, останется уточнить еще одну деталь: на каком автомобиле лидера Кубинской революции проводят в последний путь.




Барбудос, как именовали себя революционеры («бородачи»), во главе с Фиделем Кастро вступают в город Сьенфуэгос, 1959 год. Транспорт соответствует моменту — Willys M38A, отвоеванный у соединений диктатора Батисты.








2/36




Кастро с сигарой — классический образ. А вот Кастро за рулем легкого внедорожника Citroen Mehari — нечто уникальное. Французы очень гордятся именно этим образом.








5/36




Фидель Кастро во время посещения Волгоградского тракторного завода, 1963 год. Автомобиль — кабриолет ЗИС-110Б. А еще Фидель поднимался на Мамаев Курган, где еще только возводили мемориальный комплекс — причем в сопровождении самого скульптура Вучетича.








6/36




К автомобилям Alfa Romeo были неравнодушны не только актеры, певцы, музыканты и автогонщики, но и властители всех мастей — от диктаторов Бенито Муссолини и Хуана Перона (его жена Эвита тоже имела Альфу) до Джона Франклина Кеннеди и короля Румынии Карла II. А на этой фотографии Фидель Кастро непринужденно беседует, сидя на капоте седана Alfa Romeo 1750 Berlina образца 1968 года.








7/36




Во время визита Фиделя Кастро в Чили в ноябре 1971 года его встречал Сальвадор Альенде на двухдверном кабриолете Ford Galaxie 500 XL Convertible. У этого Форда удивительная судьба. D 1966 году в Чили пожаловала королева Елизавета II, причем не с пустыми руками: президенту Эдуардо Фрею Монтальве она преподнесла новенький Galaxie 500 XL. Законно избранный Альенде чурался показной роскоши, но Galaxie иногда использовал. А затем Ford верой и правдой долгие годы служил и… захватившему власть Пиночету! Более того, даже нынешний президент Чили Вероника Мишель Бачелет использует Galaxie для специальных церемоний, хотя ее официальной машиной является Hyundai Equus. Таким образом, Galaxie пережил шесть президентов и одного диктатора.








11/36




— Можешь на тракторе? — Могу и на тракторе! Фидель Кастро на хлопковых полях во время посещения Узбекистана в 1963 году — то был первый визит Кастро в СССР.








15/36




В это сложно поверить, но перед вами — один из лимузинов Чайка ГАЗ-14 из гаража Кастро, который сначала довели до состояния хлама, а затем привели более-менее в порядок и теперь используют в качестве… такси. Всего в госструктурах Кубы работало около 12 Чаек разных модификаций, включая медицинский универсал ГАЗ-13С. Сколько из них еще на ходу — загадка.








17/36




Фидель Кастро выходит из бронированного Мерседеса (кузов W126), которым в последний период жизни он пользовался довольно часто. Когда он стал совсем плох, то передвигался преимущественно на специально подготовленном минивэне Mercedes-Benz Viano.








20/36




А вот как Фиделю дарили машины. Во время своего первого визита в СССР Фидель Кастро посетил ЗИЛ. Овации, лозунги — это все хорошо. Но ведь надо что-то подарить! И Никита Хрущев преподнес лидеру Кубинской революции фаэтон ЗИЛ-111В.








26/36




Кортеж Кастро движется по Иркутску. Обратите внимание на обвешенный репортерами ГАЗ-69. Примечательна и Волга с люком в крыше, через который работает кинооператор.




27/36


Фидель Кастро за рулем вазовской «восьмерки»: пытается воткнуть заднюю передачу или морщится от давящего на поясницу сиденья? Машину ему подарили. А вот ездил ли он на «восьмерке», история умалчивает.

Комментариев нет:

Отправить комментарий