В 2014 году Ford Focus попал под удар. Семейство заняло по итогам года только 23-ю строчку ТОП-25 и показало в продажах минус 59%. А ведь когда-то автомобиль был лидером С-сегмента и считался поистине "народным".
Разбираемся в причинах коллапса.
Рождение легенды
Когда Ford освоил производство "Фокуса" первого поколения во Всеволожске в 2002 году, это была первая доступная иномарка. Базовая стоимость составляла тогда 10 900 долларов или 337 000 рублей по тогдашнему курсу. Начав накачиваться нефтедолларами, российская экономика породила прослойку "менеджеров среднего звена" с относительно сносными зарплатами, которые думали уже не о том, как прокормиться и заплатить за свет, а ездили пару раз в год в Египет и хотели чувствовать себя Приличными Людьми.
Неотъемлемой частью имиджа должен был стать Приличный Автомобиль. "Жигули", "Нексия" или 15-летний Volkswagen Golf II на эту роль не подходили, потому как были не слишком презентабельными, часто ломались. Ремонтировать их приходилось у хмурых дяденек в робах, которые ругались непонятными словами вроде "моновпрыска" и "трамблера".
Другое дело — новый Focus. Его можно было взять в кредит и обслуживать в красивом дилерском центре, попивая кофеек на мягком диване. Машина имела жестковатый пластик и ряд спорных эргономических решений, но хорошо управлялась, достойно разгонялась и при этом была действительно надежной. А что еще нужно русскому человеку?
Слава доступного рационального автомобиля сыграла с "Фокусом" злую шутку — для многих он стал символом конформизма и дурного вкуса. Поэтому часто просто из чувства противоречия народ покупал более дорогих и капризных конкурентов: Citroen C4, Peugeot 307-308, Mazda 3 и Honda Civic.
И все-таки спрос на всеволожскую модель был стабилен даже во время кризиса 2008-2009 годов. Со сменой поколений в 2011 году успех семейства замедлился. Причина, по мнению продавцов Ford, кроется в выходе на рынок Hyundai Solaris. Формально автомобиль относился к В-классу, но его оснащение и комфорт дотягивали до границ, которые позволяли бы конкурировать с "Форкусом". Вдобавок "Солярис" имел ниже стоимость. В результате за новоиспеченным "корейцем" выстроились очереди.
Затем милость россиян и вовсе сменилась на гнев. В 2012 году продажи "Фокуса" рухнули. На тот момент маркетинговая цена седана (1.6 л., 105 л.с., МКПП) составляла 542 000 рублей, а хэтчбека — 532 000 рублей. Далее кривая реализации продолжила движение вниз.
По итогам продаж новых автомобилей в России за первые 2 месяца 2014-го семейство Focus заняло 17-е место. При этом у моделей была зафиксирована наихудшая динамика среди наиболее популярных машин в России, вошедших в топ-25, — спрос упал на 41%. Дальше — больше. За 7 месяцев спрос на модель рухнул на 57%. Обвалившиеся продажи марки Ford в I полугодии принесли убыток СП Ford-Sollers в 3,43 млрд рублей. В итоговом отчете Ассоциации европейского бизнеса за 2014 год американская марка заняла в России 12-е место с обвалом продаж на 38,2%. Главным виновником здесь стал, конечно же, "Фокус".
Сужение рыночной ниши
Сегмент доступных, но при этом Приличных Автомобилей пополнился целым рядом новинок. Chevrolet Aveo, Chevrolet Lacetti, старый Kia Rio и Renault Logan, которые были доступны в качестве альтернативы "Фокусу" в середине и конце нулевых, все-таки считались ущербными. Корейский автопром признавался тогда второсортным, ну а "Логан" шокировал своим странным внешним видом и убогим салоном.
Но затем вышли бюджетные новинки, которые уже считались Приличными. Сначала Volkswagen Polo sedan, а потом Hyundai Solaris и Kia Rio. Так бюджетный сегмент чуть выше откровенных "бюджетников" оказался забит.
Напирали и конкуренты "сверху" — кроссоверы. Вчерашние владельцы "Фокусов", поднявшись по карьерной лестнице, выбирали автомобили повышенной проходимости, и традиционный С-класс постепенно терял долю рынка.
Взглянем на таблицы 25 популярных моделей рынка… В 2010-м в топе было лишь 4 кроссовера (Nissan Qashqai, Kia Sportage, Toyota RAV4 и Suzuki Grand Vitara) и 7 машин С-класса (Ford Focus, Opel Astra, Toyota Corolla, Kia сee’d, Skoda Octavia, Peugeot 308 и Chevrolet Cruze). Сам "Фокус" тогда занимал 5-ю строчку в рейтинге.
По итогам 2014 года баланс другой. Машин С-класса осталось пять — Skoda Octavia, Kia сee'd, Chevrolet Cruze, Ford Focus и Toyota Corolla. Кроссоверов уже семь — Renault Duster, Toyota RAV4, Hyundai ix35, Nissan Qashqai, Kia Sportage, Mitsubishi Outlander и Mazda CX-5. "Фокус", напомним, обосновался на 18-й позиции.
Изменения в характере самого "Фокуса"
Пусть не самая важная, но существенная причина — промах с аудиторией. Если первое и второе поколения считались "рабочими лошадками", аскетичными автомобилями с функциональным набором опций, то третье поколение решило "омолодиться".
Внешность с корейскими мотивами жителей европейской части России (основная аудитория бренда) не впечатлила. А еще тесный салон, слишком экспрессивные формы в интерьере… Зрелым людям тут делать уже нечего. Пришли молодые покупатели, но не в том количестве, как рассчитывали.
В 2014 году хэтчбек с 1.6-литровым мотором стоил 615 000 рублей. Сейчас ценник на Focus и вовсе начинается от 759 000 рублей. Пожалуй, что с учетом повысившихся кредитных ставок это можно считать финалом истории о "доступной иномарке".
Проблемы с надежностью
Да-да, третье поколение Ford Focus оказалось менее выносливым, чем первые два. Неожиданности могут случаться уже на первом году эксплуатации. Есть примеры, когда у автомобиля краска на задних крыльях и заднем бампере почти сразу отслаивалась, катализатор оплавлялся, а "робот" Powershift "толкался" в пробках, заставляя с ностальгией вспоминать старые добрые плавные гидромеханические "автоматы".
Что дальше?
Списывать ветерана сегмента иномарок с российской пропиской со счетов рано: у модели есть своя преданная аудитория. Кроме того, скоро грядет рестайлинг. В 2014 году обновленную модель уже показали в Женеве, и в 2015-м она выйдет на российский рынок. Внешность обновлена очень серьезно, и "корейский привкус" исчез. Решит ли фейслифтинг проблему со спросом? Мы считаем , что былого 5-го места "Фокусу" не видать, но в топ-25 он наверняка останется.
Разбираемся в причинах коллапса.
Рождение легенды
Когда Ford освоил производство "Фокуса" первого поколения во Всеволожске в 2002 году, это была первая доступная иномарка. Базовая стоимость составляла тогда 10 900 долларов или 337 000 рублей по тогдашнему курсу. Начав накачиваться нефтедолларами, российская экономика породила прослойку "менеджеров среднего звена" с относительно сносными зарплатами, которые думали уже не о том, как прокормиться и заплатить за свет, а ездили пару раз в год в Египет и хотели чувствовать себя Приличными Людьми.
Неотъемлемой частью имиджа должен был стать Приличный Автомобиль. "Жигули", "Нексия" или 15-летний Volkswagen Golf II на эту роль не подходили, потому как были не слишком презентабельными, часто ломались. Ремонтировать их приходилось у хмурых дяденек в робах, которые ругались непонятными словами вроде "моновпрыска" и "трамблера".
Другое дело — новый Focus. Его можно было взять в кредит и обслуживать в красивом дилерском центре, попивая кофеек на мягком диване. Машина имела жестковатый пластик и ряд спорных эргономических решений, но хорошо управлялась, достойно разгонялась и при этом была действительно надежной. А что еще нужно русскому человеку?
Слава доступного рационального автомобиля сыграла с "Фокусом" злую шутку — для многих он стал символом конформизма и дурного вкуса. Поэтому часто просто из чувства противоречия народ покупал более дорогих и капризных конкурентов: Citroen C4, Peugeot 307-308, Mazda 3 и Honda Civic.
И все-таки спрос на всеволожскую модель был стабилен даже во время кризиса 2008-2009 годов. Со сменой поколений в 2011 году успех семейства замедлился. Причина, по мнению продавцов Ford, кроется в выходе на рынок Hyundai Solaris. Формально автомобиль относился к В-классу, но его оснащение и комфорт дотягивали до границ, которые позволяли бы конкурировать с "Форкусом". Вдобавок "Солярис" имел ниже стоимость. В результате за новоиспеченным "корейцем" выстроились очереди.
Затем милость россиян и вовсе сменилась на гнев. В 2012 году продажи "Фокуса" рухнули. На тот момент маркетинговая цена седана (1.6 л., 105 л.с., МКПП) составляла 542 000 рублей, а хэтчбека — 532 000 рублей. Далее кривая реализации продолжила движение вниз.
По итогам продаж новых автомобилей в России за первые 2 месяца 2014-го семейство Focus заняло 17-е место. При этом у моделей была зафиксирована наихудшая динамика среди наиболее популярных машин в России, вошедших в топ-25, — спрос упал на 41%. Дальше — больше. За 7 месяцев спрос на модель рухнул на 57%. Обвалившиеся продажи марки Ford в I полугодии принесли убыток СП Ford-Sollers в 3,43 млрд рублей. В итоговом отчете Ассоциации европейского бизнеса за 2014 год американская марка заняла в России 12-е место с обвалом продаж на 38,2%. Главным виновником здесь стал, конечно же, "Фокус".
Сужение рыночной ниши
Сегмент доступных, но при этом Приличных Автомобилей пополнился целым рядом новинок. Chevrolet Aveo, Chevrolet Lacetti, старый Kia Rio и Renault Logan, которые были доступны в качестве альтернативы "Фокусу" в середине и конце нулевых, все-таки считались ущербными. Корейский автопром признавался тогда второсортным, ну а "Логан" шокировал своим странным внешним видом и убогим салоном.
Но затем вышли бюджетные новинки, которые уже считались Приличными. Сначала Volkswagen Polo sedan, а потом Hyundai Solaris и Kia Rio. Так бюджетный сегмент чуть выше откровенных "бюджетников" оказался забит.
Напирали и конкуренты "сверху" — кроссоверы. Вчерашние владельцы "Фокусов", поднявшись по карьерной лестнице, выбирали автомобили повышенной проходимости, и традиционный С-класс постепенно терял долю рынка.
Взглянем на таблицы 25 популярных моделей рынка… В 2010-м в топе было лишь 4 кроссовера (Nissan Qashqai, Kia Sportage, Toyota RAV4 и Suzuki Grand Vitara) и 7 машин С-класса (Ford Focus, Opel Astra, Toyota Corolla, Kia сee’d, Skoda Octavia, Peugeot 308 и Chevrolet Cruze). Сам "Фокус" тогда занимал 5-ю строчку в рейтинге.
По итогам 2014 года баланс другой. Машин С-класса осталось пять — Skoda Octavia, Kia сee'd, Chevrolet Cruze, Ford Focus и Toyota Corolla. Кроссоверов уже семь — Renault Duster, Toyota RAV4, Hyundai ix35, Nissan Qashqai, Kia Sportage, Mitsubishi Outlander и Mazda CX-5. "Фокус", напомним, обосновался на 18-й позиции.
Изменения в характере самого "Фокуса"
Пусть не самая важная, но существенная причина — промах с аудиторией. Если первое и второе поколения считались "рабочими лошадками", аскетичными автомобилями с функциональным набором опций, то третье поколение решило "омолодиться".
Внешность с корейскими мотивами жителей европейской части России (основная аудитория бренда) не впечатлила. А еще тесный салон, слишком экспрессивные формы в интерьере… Зрелым людям тут делать уже нечего. Пришли молодые покупатели, но не в том количестве, как рассчитывали.
В 2014 году хэтчбек с 1.6-литровым мотором стоил 615 000 рублей. Сейчас ценник на Focus и вовсе начинается от 759 000 рублей. Пожалуй, что с учетом повысившихся кредитных ставок это можно считать финалом истории о "доступной иномарке".
Проблемы с надежностью
Да-да, третье поколение Ford Focus оказалось менее выносливым, чем первые два. Неожиданности могут случаться уже на первом году эксплуатации. Есть примеры, когда у автомобиля краска на задних крыльях и заднем бампере почти сразу отслаивалась, катализатор оплавлялся, а "робот" Powershift "толкался" в пробках, заставляя с ностальгией вспоминать старые добрые плавные гидромеханические "автоматы".
Что дальше?
Списывать ветерана сегмента иномарок с российской пропиской со счетов рано: у модели есть своя преданная аудитория. Кроме того, скоро грядет рестайлинг. В 2014 году обновленную модель уже показали в Женеве, и в 2015-м она выйдет на российский рынок. Внешность обновлена очень серьезно, и "корейский привкус" исчез. Решит ли фейслифтинг проблему со спросом? Мы считаем , что былого 5-го места "Фокусу" не видать, но в топ-25 он наверняка останется.
Комментариев нет:
Отправить комментарий