Отечественный
автодизайн имеет долгую историю. Были в ней и откровенные провалы, и
удачные находки. И вся эта летопись неразрывно связана с людьми,
стоявшими у истоков профессии художников-конструкторов, как их называли в
прошлом.
Фото из архива МАМИ
Основоположником советской школы
автомобильного дизайна по праву считается Юрий Аронович Долматовский
(1913–1999), имя которого неразрывно связано с историей отечественного и
мирового автомобилестроения. Начав работать в 1920-е годы журналистом,
потом получив диплом инженера в МАМИ (сдав выпускные экзамены
экстерном), он перешел от журналистской практики к практике дизайнерской
и сделал достаточно много интересного. Среди самых известных работ —
автомобили вагонной компоновки. В 1949 году, окончательно утвердившись в
мыслях, что вагонная компоновка является самой рациональной и
перспективной, Долматовский занялся конструированием своего первого
масштабного концепта.
Дизайн и компоновка НАМИ-013 были очень необычными
Действующую
модель НАМИ-013 удалось закончить в 1951 году, она отличалась задним
расположением двигателя и тремя рядами сидений. Использовав двигатель от
«Победы», конструктор сблокировал его с гидродинамической трансмиссией и
главной передачей. Получился единый силовой блок — технологичный в
производстве и удобный в обслуживании. Примечательно, что примененная в
НАМИ-013 трансмиссия стала первым автоматом отечественной разработки.
Но, как это случалось в нашей истории много раз, автомобиль
Долматовского опередил свое время. Устойчивый, отлично управляемый
(водитель располагался перед передней осью) и при этом комфортабельный
автомобиль существовал только в виде опытного образца. На выставках он
не демонстрировался, но был описан самим Долматовским в журнальных
статьях. В 1954 году единственный экземпляр НАМИ-013 был списан и
разобран.
Дизайн кабины грузовика ГАЗ-53 — работа Л. Еремеева
В команде разработчиков внешних форм автомобиля УАЗ-452 работал В. Арямов
В 1963 году Юрий Аронович, перешедший на
работу во ВНИИ технической эстетики и защитивший к тому времени
кандидатскую диссертацию, создал концептуальный проект городского такси —
разумеется, вагонной компоновки. Проект получил название ВНИИТЭ-ПТ
(«Перспективное такси»). В машине использовались идеи проекта НАМИ-013,
заднее расположение двигателя и оригинальная планировка кузова придавали
автомобилю уникальные эксплуатационные качества именно в качестве такси
— салон повышенной вместимости и комфорта, водительское место отделено
от пассажирского салона. Руководство ВНИИТЭ рекомендовало модель
Долматовского к серийному производству, но дело так и не сдвинулось с
места: не нашлось подходящего автомобильного завода, который бы взялся
за выпуск этой машины. Последним большим проектом Долматовского стал
концепт автомобиля полувагонной компоновки под названием «Макси»,
который он реализовал в 1967 году в соавторстве со своим коллегой,
художником-дизайнером Владимиром Ивановичем Арямовым (1924–1985),
кстати, тоже выпускником МАМИ. К слову, имя Владимира Арямова числится
среди разработчиков внешних форм автомобиля УАЗ-452, а еще он был
автором новой эмблемы автомобиля «Победа» и один из первых ратовал за
широкое применение в автомобилях новых обивочных материалов, молдингов,
накладок на облицовку радиатора и прочих украшений.
ЗИЛ-119 «Юность» создан с участием художников-конструкторов Т. Киселевой, Э. Сабо и А. Ольшанецкого
Проект ВНИИТЭ «Макси», реализованный Долматовским в соавторстве с В. Арямовым
Следующая хорошо известная в сфере
автомобильного дизайна личность — Эдуард Романович Молчанов (1930–1975).
В 1956 году, сразу после окончания МАМИ, Молчанов был приглашен
Долматовским в свою команду. При участии Эдуарда Молчанова были созданы
сельскохозяйственный вариант автомобиля НАМИ-ИМЗ «Белка» (1957 г.),
спортивный автомобиль КД (выпущен в 1968 г.), полноприводной НАМИ-076
«Ермак» (1963 г.), многофункциональное транспортное средство «Муравей»
(построено в 1967 г.), а также экспериментальные модели для АЗЛК, ЗиЛа и
УАЗа. Одним из известных достижений этого художника стал эскизный
проект внешних форм рестайлинговой «Волги» ГАЗ М-21Р (1965 г.). Согласно
замыслу автора, наиболее заметные изменения касались решетки радиатора —
предполагалась решетка в виде трех горизонтальных декоративных брусьев,
двум нижним из которых предполагалось заходить на боковины кузова.
Однако по разным причинам внешность автомобиля так и осталась
неизменной.
Концепт вагонной компоновки НАМИ-013, дизайнер Ю. Долматовский
Вошедший во все учебники по автобусному дизайну концепт ПАЗ-«Турист» разработки М. Демидовцева, увы, так и не был запущен в производство
Еще одним ярким представителем плеяды
художников-стилистов в автостроении является Марк Васильевич Демидовцев
(1929–2011). Он начинал карьеру дизайнера в 1960 году на Павловском
автобусном заводе, где при его непосредственном участии был разработан
целый ряд перспективных моделей автобусов. Авторству Марка Васильевича, в
частности, принадлежит самый эффективный советский концепт-автобус ПАЗ
«Турист», представленный в 1967 и 1969 годах на международных автобусных
выставках в Ницце и дважды получивший награду за новизну и
оригинальность. Но вошедший во все учебники по автобусному дизайну
концепт, увы, так и не был запущен в производство.
Среди основоположников российского
автомобильного дизайна стоит упомянуть двух работников Горьковского
автозавода. Это, прежде всего, Лев Михайлович Еремеев, который был
автором внешности ГАЗ-12 «ЗиМ», ГАЗ М-20 «Победа», ГАЗ-21 «Волга»,
ГАЗ-13 «Чайка». Бывшего руководителя художественно-конструкторского бюро
УКЭР Горьковского автозавода Бориса Борисовича Лебедева коллеги по цеху
называют патриархом дизайна автомобилей. Отметивший в 2011 году
100-летний юбилей и здравствующий по сей день, Лебедев был разработчиком
и участником разработки дизайна легковых и грузовых автомобилей,
спроектированных на ГАЗе в 1939–1981 гг. Борис Борисович, в частности,
принял участие в дизайнерских проектах автомобилей ГАЗ-69, ГАЗ-69А,
ГАЗ-56, ГАЗ-62, гусеничного вездехода ГАЗ-47. Важным этапом творческой
биографии Лебедева стала работа над дизайном кабины грузовика ГАЗ-53.
«Жить счастливо значит жить интересно», — так однажды определил свое
жизненное кредо Б. Б. Лебедев.
Другой пример полной отдачи ремеслу —
вице-президент Союза дизайнеров Москвы Игорь Андреевич Зайцев. Зайцев
проработал на посту главного дизайнера АЗЛК четырнадцать лет — с 1974 по
1987 г. Именно за это время на заводе были сделаны «Москвич»-2140 и
-2140 Люкс, переднеприводной «Москвич»-2141 и еще много «Москвичей»,
которые так и не пошли в производство.
Русский автомобильный дизайн всегда
опережал технологические возможности отечественной промышленности. И
наши дни — не исключение. То, что выпускает сегодня наш автопром, — не
показатель отсутствия школы или мастерства художника: создание стильного
продукта невозможно без четко функционирующей цепочки, начинающейся с
первого эскиза и заканчивающейся последней сборочной операцией. Для
этого требуются технологи, которых в России практически нет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий