Как рекламировали машины в СССР
«Летайте самолетами "Аэрофлота"», «Храните деньги в
Сберегательном банке»! Вот, пожалуй, и все, к чему более-менее активно,
но крайне ненавязчиво (только шершавым языком плаката, никаких тебе
газетных полос и телевизионных роликов), призывали «трудящий народ»
пропагандисты во времена СССР. А чему удивляться? «Впаривать» бытовую
технику, средства гигиены, мебель и автомобили при их тотальном дефиците
и нищем населении как минимум не имело смысла.
-
Впрочем, стоп! Машины, как это ни удивительно,
рекламировали. Именно рекламировали, не ограничиваясь лозунгами.
Красочные, креативненькие такие плакаты и буклеты в стране Советов можно
было увидеть в интуристовских гостиницах и внешторговских офисах,
конторах «Совтрансавто» и магазинах «Березка».
Потому как в первую, хотя и не единственную,
очередь предназначались они «забугорному» потребителю и от части
«выездным» совслужащим. Тем, кто привозил из загранок так называемые
чеки Внешпосылторга (они же сертификаты и боны, эрзацвалюта, ходившая в
СССР с 1964 по 1988 годы) и мог себе без очередей и переплат прикупить
вожделенные четыре колеса.
А со стен перечисленных кабинетов эти произведения рекламного искусства,
бывало, перекочевывали на стены коммуналок, «хрущоб» и дощатых домиков
на шести сотках. Украшая интерьер и внушая уважение к Родине, чья
автоиндустрия, как выяснялось, на равных конкурировала с западной!
«Китовый ус» ГАЗ-21
Ну, на равных не на равных, а теперь уже
легендарная «Волга» ГАЗ-21 (М-21) стала одним из первых массово
экспортировавшихся советских автомобилей. И в том числе благодаря
рекламным плакатикам, сегодня выглядящим убого, на брюссельской выставке
«Экспо-58» советский стенд завоевал Гран-при. А советские рекламщики
(вот бисовы дети – при любой формации и в любые времена своего не
упустят) приписали диплом исключительно «Волге», поднимая продажи.
Модель реализовывалась в десятках стран через дилерскую сеть ГАЗа по
всей Европе (и Западной, и Восточной). Более того, эти авто даже
выпускались методом отверточной сборки в Бельгии фирмой Scaldia-Volga,
занимавшейся, кстати сказать, продвижением на западные рынки и других
советских марок и моделей.
Но большинству советских людей машина, понятное дело, была недоступна,
поскольку стоила боле 5 000 деноминированных рублей – около 50 средних
зарплат рядового труженика. Впрочем, и сегодня модель по карману далеко
не каждому. В зависимости от серии, аутентичности и сохранности,
«двадцать первую» нынче торгуют по цене от 70 тыс. до 2 млн рублей.
«Волга» ГАЗ-24
Сменщица «двадцать первой» продавалась за рубежом
еще более успешно, реализованы десятки тысяч машин по той же схеме –
своя дилерская сеть и машинокомплекты. За без малого тридцать лет с
конвейера сошло почти 1,5 млн экземпляров.
До середины 70-х – современный, комфортный,
надежный автомобиль, да еще и дешевый по европейским меркам. И он
действительно пользовался у западных европейцев спросом. Более того, там
«двадцать четвертую», так же как и на родине, успешно использовали в
такси (но с дизелем иностранного производства)! В общем, был смысл
тратиться на рекламу.
А вот советский человек опять «пролетал». При цене
авто в 16 000 рублей, частных владельцев модели было не много. Зато
сегодня поклонники могут приобрести раритет по цене от 14 000 до 400 000
рублей.
«Горбатый» ЗАЗ-965
В народе его звали «Горбатый». Но не со зла.
Наоборот, он оказался самым доступным, а может, потому и любимым (за
девять лет производства было выпущено около 300 000 экземпляров)
автомобилем в стране.
«Всего» 20 зарплат, и ЗАЗ-965 за 1 800 рублей (экспортная «отбраковка»
чуть дороже – 2 200 рэ.) – ваш. И если для западного потребителя аналог
FIAT 600 требовал рекламных кампаний, в которых фигурировал под именами
Jalta и Yalta, то для нашего никаких плакатов не надо было. Автомобиль
продавался совершенно свободно.
Ну, не то, чтобы стоял в магазине и пылился, а
«подвозили», «выбрасывали». Но в любом случае купить можно было. Как,
впрочем, и сегодня. Однако от былой «народной» цены теперь и следа не
осталось. Нет, «убитый» экземпляр можно взять за 20 000, а вот
"жужик-красавец" обойдется уже в 500 000 рублей. Причем предложение
очень ограниченно.
«Ушастый» ЗАЗ-966
Второе поколение «Запорожца» также неплохо
продавалось за границей (до 5 000 штук в год). При этом обратите
внимание, как подавался рекламщиками этот Eliette/Jalta/ZAZ: в снегах,
полях – на диком пленэре, одним словом. И не случайно. И его
предшественник имел неплохую проходимость (гладкое, ровное днище), а
966-й и вовсе был вездеходом (приличный клиренс, повышенная нагрузка на
ведущую ось), унифицированным по основным деталям с колёсным
транспортёром переднего края ЛуАЗ-967.
Советскому же человеку и в этом случае плакатики
были без надобности. «Ушастый» стоил в два раза меньше «Жигулей», был
куда ремонтопригоднее и опять-таки продавался без очередей. А вот
сегодня за ним придется погоняться! В Интернете практически нет
предложений о его продаже! Зато в Украине им торгуют в полный рост. Цена
варьируется от 3 500 рублей до 350 000.
«Москвич-412»
Широкий успех модели за границей, где ее знали как
Moskvich, Moskvitch, Moskwitsch, Moskvitsh; Moskvitch Elite 1500 или
просто Elite 1500, был вызван шумными успехами в ралли-рейдах «Лондон –
Сидней», «Лондон – Мехико» и ряда других.
Впрочем, экспортный успех модели был все-таки не долгим, даже не смотря
на то, что уже упоминавшаяся бельгийская Scaldia-Volga комплектовала его
дизельными движками и всячески улучшала экстерьер и интерьер.
Но уже ко второй половине 70-х «четыреста
двенадцатый» безнадежно устарел и морально, и технически. Но тут,
наверное, стоит заметить, что «412» – суть продолжение еще более
популярного за рубежом 408-го (до 50% выпуска шло на экспорт), чуть
развившего, пусть и ненадолго, тему. Там он был известен как Moskvich
Carat, Moskvich 408, Рила 1400, Scaldia 408, Scaldia 1360, Scaldia 1400
или Scaldia Elita,
412-й в первые годы выпуска также в основном шёл на экспорт (вот откуда
такое обилие рекламной продукции), а в отечественные торговые сети
попадала «отбраковка». Но стоила она приличных денег – почти 5 000
рублей. С появлением «Жигулей» и спада зарубежных поставок ситуация
изменилась, и «Москвич-412» иногда можно было купить без очереди! А
сегодня проблем и вообще нет – на маркетах его цена начинается от 10 000
и заканчивается 65 000 рублей. А вот «Москвич 408» ценится дороже – от
20 000 до 200 000 «деревянных».
Комментариев нет:
Отправить комментарий