ГАЗ-М72 - советский полноприводный легковой автомобиль, серийно выпускавшийся Горьковским автомобильным заводом с 1955 по 1958 год. Агрегатная база - автомобили ГАЗ-М20 и ГАЗ-69.
В послевоенные годы с уходом морально устаревшего ГАЗ-61
и запуском в производство автомобиля ГАЗ-М20 «Победа» был поднят вопрос
о создании нового отечественного комфортабельного вездехода.
Внедорожник, получивший название ГАЗ-М72, был создан на базе кузова "Победы" и агрегатов армейского вездехода ГАЗ-69.
От ГАЗ-М20 «Победа» для этого автомобиля были взяты лишь наружные
кузовные панели и несущий каркас кузова, который был видоизменен и
дополнительно усилен.
Для размещения раздаточной коробки пришлось отказаться от
поперечного коробчатого усилителя кузова, а также от продольного
усилителя — закрытого тоннеля карданной передачи, которые были
свойственны кузову ГАЗ-М20 «Победа». Для компенсации этих отсутствующих
силовых элементов, а также увеличения продольной и поперечной жесткости
кузова в целом, в его конструкцию было введено 14 дополнительных
усилителей пола, лонжеронов, дверных стоек и крыши. В отличие от ГАЗ-М20
«Победа», у М-72 была совершенно новая подмоторная рама, рассчитанная на крепление рессорной подвески переднего моста.
От ГАЗ-69 были заимствованы раздаточная коробка и модернизированный передний мост. Коробка передач
устанавливалась стандартная от ГАЗ-М20 «Победа». Задний мост был
разработан специально для М-72 и устанавливался только на этой машине.
Для увеличения дорожного просвета рессоры устанавливались на балках
мостов, в то время как у «Победы» задние рессоры крепились под балкой, а
передняя подвеска и вовсе была пружинная.
Оборудование кузова М-72 было таким же, как и у ГАЗ-М20: мягкая
обивка салона, часы, отопитель, двухдиапазонный радиоприемник. Но с
учетом необходимости работы на грязных проселках, на М-72 был впервые в
отечественной практике применен омыватель ветрового стекла.
Машина эта стала воплощением концепции комфортабельных
внедорожников — о массовом производстве таких автомобилей зарубежные
автомобильные фирмы в то время даже не задумывались. Следует отметить,
что приблизительно в те же годы американская компания Marmon-Herrington
всё-же выпустила небольшое количество (четыре экземпляра)
комфортабельных внедорожников на базе легковых автомобилей Mercury с
различными кузовами, но, во-первых, в данном случае речь едва ли может
идти о серийном производстве — скорее это можно назвать тюнингом, а
во-вторых — Mercury всё же были автомобилями рамными, что значительно
упрощало адаптацию полного привода и делало их скорее концептуальными
аналогами более раннего советского ГАЗ-61-73 на базе «Эмки», а не М-72 с
его несущим кузовом.
Автомобиль был оснащен раздаточной коробкой с демультипликатором и
отключаемым ведущим передним мостом. При 16-дюймовых колесах с
увеличенными грунтозацепами (как на современной полноприводной «Ниве»)
машина имела значительный дорожный просвет, что обеспечивало ей хорошую
проходимость по грязи, песку, снегу, пашне и разбитым дорогам. Машина
выпускалась небольшой серией с 1955 по 1958 год. С завершением выпуска
ГАЗ-М20 «Победа» прекратилось и производство ГАЗ-М72.
Технические характеристики ГАЗ-М72:
Класс | легковой автомобиль повышенной проходимости |
Тип(ы) кузова | 4-дв. Фастбэк (5-мест.), несущий |
Компоновка | переднемоторная, полноприводная |
Колёсная формула | 4-4 (подключаемый полный привод) |
Трансмиссия | 3-ступенчатая двухходовая механическая с напольным рычагом |
Комментариев нет:
Отправить комментарий