Считается, что практически ничего своего до недавнего времени у отечественного автопрома не было – все так или иначе заимствовалось за границей и перерабатывалось. Но были и приятные исключения из правил, когда все происходило с точностью до наоборот.
Заимствований в советском дизайне было много, и мы все их хорошо знаем. «Эмка» сделана на базе Ford Model B, ВАЗ-2101 – это адаптированный Fiat 124. Еще один яркий, но чуть менее известный пример советского «автоплагиата» – АЗЛК-2141. Увы, конструкторов в буквальном смысле заставили лепить Москвич с оглядкой на Simca 1307, хотя у советских дизайнеров было полно оригинальных идей по видению нового автомобиля АЗЛК. Однако в условиях планово-административной экономики и при мощнейшем влиянии партии на все сферы общественной жизни, и в том числе промышленное производство, дизайнеры, как известно, сами решения не принимали.
За обратными примерами далеко ходить не надо. Возьмем схожесть дизайна новых моделей Lada и Mitsubishi. Характерный дизайнерский приём X-Face в виде Х-образных линий на передней части впервые появился именно на концептах Lada от Стива Маттина на Московском автосалоне 2012 года. В ответ на претензии японцы сообщили, что данное дизайнерское решение является для компании Mitsubishi «историческим» и логично продолжает тренд внешности автомобилей ММС.
Впрочем, история знает и другие, более ранние, примеры подобных заимствований у советских и российских дизайнеров.
Первый случай – дизайн будущей Нивы
Honda HR-V
Еще в конце 80-х над возможным вариантом дизайна новой Нивы работал А. Беляков, который впоследствии эмигрировал. Его макеты не имели «технической» привязки к какой-либо платформе, а в серию по понятным причинам пошёл вариант В. Сёмушкина, получивший индекс 2123.
Однако после отъезда Белякова с его разработками ознакомилась делегация из Honda, как-то побывавшая в дизайн-центре ВАЗа. Японцы не просто «погуляли по заводу»: результатом экскурсии стала необычная внешность компактного кроссовера Honda HR-V, в которой без труда угадываются мотивы работы советского дизайнера.
Второй – Калина
Еще в 1989 г. на проекте под названием «Оперетта» заводскими дизайнерами ВАЗа было найдено решение по вертикальным задним фонарям будущей Калины. Уже в рамках сотрудничества с ItalDesign по проекту «А-93» велись длительные дискуссии относительно такого расположения задней оптики. Итальянцы были против (и в этом их поддерживал ВАЗовский технолог Л. Вайнштейн), мотивируя свой отказ высокой стоимостью такого варианта. И уже спустя пару лет этот приём отлично прижился на итальянском же Fiat Punto. Серийном.
Третий – Неоклассика
На стыке веков и тысячелетий ВАЗовцы «рисовали» так называемую «Неоклассику» под индексом 2151. В отличие от остальных новинок ВАЗа конца ХХ века, этот автомобиль изначально планировали выполнить по классической схеме – с приводом на задние колёса. Именно поэтому концепт и получил название «Неоклассика», ведь он должен был заменить устаревшие Жигули, предлагая при этом покупателю автомобиля с ладьей на капоте выбор между разными компоновками. также при этом предполагалось использовать «сборную солянку» по агрегатной базе, смешивая узлы от Жигулей с компонентами от переднеприводных авто.
Представленная на MIMS-2002 Неоклассика выделялась запоминающейся внешностью, концепт которой разработал ВАЗовский дизайнер Михаил Зубков, – строгие, аккуратные линии вместо уже приевшегося «биомыла». Хотя изначально в дизайне пластилиновых макетов явно просматривались ностальгические нотки от первых моделей Жигулей – в частности, круглые фары, как у ВАЗ-2101, и решение кормы в стиле «двойки». Однако «сверху» спустили директиву: переделать в стиле более угловатой «четвёрки», не повторяя столь явно решения тридцатилетней давности, да еще и чужие – «итальянские». В итоге ВАЗ-2151 стал именно таким, каким его увидели посетители Московского автосалона.
И в том же 2002 г. выходят два серийных автомобиля с очень похожим решением передней части – Ford Fusion и Opel Vectra C. Впрочем, что-то общее с Неоклассикой в архитектуре кузова просматривается и у Fiat Stilo того же года.
Четвертый: Перестройка vs. Renault Magnum
Показанный в 1988 г. в Париже концептуальный модульный автопоезд МАЗ-2000 "Перестройка" произвёл настоящий фурор смелым и необычным дизайном. Когда через два года французская компания Renault представила свой высокопольный тягач Magnum, даже не специалисты увидел в нём черты минского концепта. Французы тут же возразили, напомнив о собственном концептуальном "грузовике будущего" VIRAGES VE10 1985 года. Однако еще в 1982-м группа авторов во главе с минским конструктором Михаилом Высоцким получила авторское свидетельство на изобретение "Автопоезд". Даже на ранних скетчах кабины от ВНИИТЭ (Института технической эстетики), выполненных в начале 80-х, в дизайне явно просматриваются черты "Перестройки" и... Renault Magnum?
Так или иначе, этот пример показывает, что лучше умы одной эпохи мыслят в одном и том же направлении - в том числе, и в автомобильном дизайне.
Заметим напоследок, что в автомобильном дизайне уже давно очень тяжело придумать что-то привлекательное и необычное, а уж найти новое решение вообще почти невозможно. Кроме того, в автомобилях одного периода так или иначе использованы одни и те же приёмы и дизайнерские решения, вследствие чего у некоторых компаний возникают взаимные обвинения в плагиате. Что из этого на самом деле им является, знают только сами дизайнеры и их начальники.
Заимствований в советском дизайне было много, и мы все их хорошо знаем. «Эмка» сделана на базе Ford Model B, ВАЗ-2101 – это адаптированный Fiat 124. Еще один яркий, но чуть менее известный пример советского «автоплагиата» – АЗЛК-2141. Увы, конструкторов в буквальном смысле заставили лепить Москвич с оглядкой на Simca 1307, хотя у советских дизайнеров было полно оригинальных идей по видению нового автомобиля АЗЛК. Однако в условиях планово-административной экономики и при мощнейшем влиянии партии на все сферы общественной жизни, и в том числе промышленное производство, дизайнеры, как известно, сами решения не принимали.
За обратными примерами далеко ходить не надо. Возьмем схожесть дизайна новых моделей Lada и Mitsubishi. Характерный дизайнерский приём X-Face в виде Х-образных линий на передней части впервые появился именно на концептах Lada от Стива Маттина на Московском автосалоне 2012 года. В ответ на претензии японцы сообщили, что данное дизайнерское решение является для компании Mitsubishi «историческим» и логично продолжает тренд внешности автомобилей ММС.
Впрочем, история знает и другие, более ранние, примеры подобных заимствований у советских и российских дизайнеров.
Первый случай – дизайн будущей Нивы
Honda HR-V
Еще в конце 80-х над возможным вариантом дизайна новой Нивы работал А. Беляков, который впоследствии эмигрировал. Его макеты не имели «технической» привязки к какой-либо платформе, а в серию по понятным причинам пошёл вариант В. Сёмушкина, получивший индекс 2123.
Однако после отъезда Белякова с его разработками ознакомилась делегация из Honda, как-то побывавшая в дизайн-центре ВАЗа. Японцы не просто «погуляли по заводу»: результатом экскурсии стала необычная внешность компактного кроссовера Honda HR-V, в которой без труда угадываются мотивы работы советского дизайнера.
Второй – Калина
Еще в 1989 г. на проекте под названием «Оперетта» заводскими дизайнерами ВАЗа было найдено решение по вертикальным задним фонарям будущей Калины. Уже в рамках сотрудничества с ItalDesign по проекту «А-93» велись длительные дискуссии относительно такого расположения задней оптики. Итальянцы были против (и в этом их поддерживал ВАЗовский технолог Л. Вайнштейн), мотивируя свой отказ высокой стоимостью такого варианта. И уже спустя пару лет этот приём отлично прижился на итальянском же Fiat Punto. Серийном.
Третий – Неоклассика
На стыке веков и тысячелетий ВАЗовцы «рисовали» так называемую «Неоклассику» под индексом 2151. В отличие от остальных новинок ВАЗа конца ХХ века, этот автомобиль изначально планировали выполнить по классической схеме – с приводом на задние колёса. Именно поэтому концепт и получил название «Неоклассика», ведь он должен был заменить устаревшие Жигули, предлагая при этом покупателю автомобиля с ладьей на капоте выбор между разными компоновками. также при этом предполагалось использовать «сборную солянку» по агрегатной базе, смешивая узлы от Жигулей с компонентами от переднеприводных авто.
Представленная на MIMS-2002 Неоклассика выделялась запоминающейся внешностью, концепт которой разработал ВАЗовский дизайнер Михаил Зубков, – строгие, аккуратные линии вместо уже приевшегося «биомыла». Хотя изначально в дизайне пластилиновых макетов явно просматривались ностальгические нотки от первых моделей Жигулей – в частности, круглые фары, как у ВАЗ-2101, и решение кормы в стиле «двойки». Однако «сверху» спустили директиву: переделать в стиле более угловатой «четвёрки», не повторяя столь явно решения тридцатилетней давности, да еще и чужие – «итальянские». В итоге ВАЗ-2151 стал именно таким, каким его увидели посетители Московского автосалона.
И в том же 2002 г. выходят два серийных автомобиля с очень похожим решением передней части – Ford Fusion и Opel Vectra C. Впрочем, что-то общее с Неоклассикой в архитектуре кузова просматривается и у Fiat Stilo того же года.
Четвертый: Перестройка vs. Renault Magnum
Показанный в 1988 г. в Париже концептуальный модульный автопоезд МАЗ-2000 "Перестройка" произвёл настоящий фурор смелым и необычным дизайном. Когда через два года французская компания Renault представила свой высокопольный тягач Magnum, даже не специалисты увидел в нём черты минского концепта. Французы тут же возразили, напомнив о собственном концептуальном "грузовике будущего" VIRAGES VE10 1985 года. Однако еще в 1982-м группа авторов во главе с минским конструктором Михаилом Высоцким получила авторское свидетельство на изобретение "Автопоезд". Даже на ранних скетчах кабины от ВНИИТЭ (Института технической эстетики), выполненных в начале 80-х, в дизайне явно просматриваются черты "Перестройки" и... Renault Magnum?
Так или иначе, этот пример показывает, что лучше умы одной эпохи мыслят в одном и том же направлении - в том числе, и в автомобильном дизайне.
Заметим напоследок, что в автомобильном дизайне уже давно очень тяжело придумать что-то привлекательное и необычное, а уж найти новое решение вообще почти невозможно. Кроме того, в автомобилях одного периода так или иначе использованы одни и те же приёмы и дизайнерские решения, вследствие чего у некоторых компаний возникают взаимные обвинения в плагиате. Что из этого на самом деле им является, знают только сами дизайнеры и их начальники.
Комментариев нет:
Отправить комментарий