Первый шарик
Принято считать, что первыми минивэнами были Dodge Caravan/Plymouth Voyager и Renault Espace, которые появились в середине 80-х. Однако еще в 1914 году по заказу итальянского графа Марко Рикотти был построен автомобиль A.L.F.A. 40-60 HP Aerodinamica. Но он был сделан в единственном экземпляре, да к тому же его создатели не думали о практичности. Их целью было улучшение аэродинамики и, соответственно, максимальной скорости. А в 1935 году в США пытались наладить выпуск модели Stout Scarab (всего собрано около 10 машин). В 1950 году под руководством Юрия Долматовского в СССР был построен экспериментальный НАМИ-013 (тоже в нескольких вариантах). Но в серию пошли не они, а Fiat Multipla 1956 года.
Появись эта машина 25 лет спустя, она стала бы легендой. Но в середине 50-х маленький однообъемник на основе малышки Fiat 600 оказался почти незамеченным. А зря. Ведь Multipla имела сразу три (!) ряда кресел, причем если сложить сиденья, то можно было организовать полноценные спальные места. Хотя таксисты оценили всю прелесть шестиместной машинки: вместимость больше, чем у стандартного седана, расход топлива меньше, да к тому же размеры «Мультиплы» позволяли спокойно ездить по узким улочкам итальянских городов.
Не в той стране
Какие главные достоинства кроссовера? Увеличенный дорожный просвет, проходимость и почти легковая управляемость. Всеми этими качествами обладал советский ГАЗ-М72. Мы утверждаем, что именно этот автомобиль, который появился еще в 1955 году, и является первым в мире кроссовером. Машина с кузовом от «Победы» и некоторыми элементами от уазовского «козлика» поражала своей проходимостью и комфортом.
Но ГАЗ-М72 появился не в то время и не в том месте — советские чиновники решили, что для колхозников ГАЗ-М72 слишком роскошен, а горожанам он был якобы не нужен. К тому же у завода не хватало мощностей, а расширять производство не захотели, даже несмотря на большой спрос. Всего было собрано 4 677 ГАЗ-М72.
Первые в мире кроссоверы
Передний пошел
Путь к успеху у переднего привода был долгим. Часто можно услышать, что первой переднеприводной моделью был американский Cord L-29, который появился в 1929 году. Однако почему-то забывают про французскую компанию Tracta — инженеры Жан-Альбер Грегуар и Пьер Фенай придумали шарниры равных угловых скоростей, и в 1926 году сделали машину с приводом на переднюю ось.
Но автомобилей Tracta было сделано лишь около 300 штук, Cord L-29 — чуть больше 4,4 тыс. Слишком мало, чтобы перевернуть мир. И даже Citroen 7CV Traction Avant, который был показан в 1934 году, не смог изменить ситуацию (к тому же гигантские затраты на разработку этой модели и строительство нового завода фактически разорили «Ситроен», и он на некоторое время попал под контроль Michelin). По-настоящему передний привод начал вытеснять задний лишь в 60-70-х годах прошлого века.
ЭВМ на колесах
Вы не поверите, но когда-то компьютеров... не было. Первый персональный «комп» был сделан в 1975-м, а в 1976 году британский Aston Martin начал производство модели Lagonda. Которая лет на двадцать опередила свое время.
Главной «фишкой» Lagonda была не форма кузова и не 4-местный салон. Электронная начинка — вот что впечатляло. Тут были фантастические вещи для середины 70-х годов: память регулировки кресел, сенсорный экран, бортовой компьютер, электронная приборная панель, телевизор для задних пассажиров, видеомагнитофон и так далее. Некоторые из этих «наворотов» появятся на других автомобилях через 15 лет, другие — через 30.
По некоторым данным, затраты на электронную начинку в четыре (!) раза превысили инвестиции на разработку самого автомобиля. Мало того, у Aston Martin элементарно не хватило денег, чтобы довести машину до ума — электроника постоянно ломалась. Всего было сделано 645 Lagonda.
Немецкий гибрид
Это сейчас гибридами никого не удивишь — Toyota Prius начали делать почти 20 лет назад. Но первый автомобиль с гибридной силовой установкой был показан гораздо раньше. В 1900 году!
Автомобиль под названием Lohner-Porsche Semper Vivus, который придумал молодой Фердинанд Порше, имел два бензиновых мотора, которые передавали свою энергию электрическим генераторам.
Затем был создан более совершенный Mixte, причем Фердинанд постоянно усовершенствовал свои автомобили. Но массовыми они так и не стали. И во многом из-за цены — Lohner-Porsche Mixte был дорогим даже по тем временам. Всего было собрано лишь 11 гибридов Lohner-Porsche.
Он снимался в «Бригаде»
Cayenne появился вовремя и принес компании Porsche фантастическую прибыль. Мало того, успех Cayenne заставил другие премиум марки выпускать свои кроссоверы — даже Bentley теперь делает SUV, а скоро добавится и Rolls-Royce. А вот Lamborghini LM002 появился не в то время...
Между тем потенциал у машины был огромный. Брутальный внешний вид, отменные внедорожные возможности, двигатель V12 объемом 5,2 л выдавал 455 л.с. Но в 1986 году покупатели были не готовы к спортивным внедорожникам — в итоге «Ламбо» смогла в период с 1986 по 1993 годы сделать только 301 автомобиль (по другим данным — 328). Сейчас итальянцы снова хотят войти в этот сегмент со своим кроссовером. И, наверное, если он появится, то будет пользоваться гораздо большим успехом, чем LM002.
Комментариев нет:
Отправить комментарий